Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Совладелец ГК "Фокстрот" Валерий Маковецкий: "Если рынок вернется хотя бы на уровень 2013 года, то наш бизнес увеличится в два раза. Думаю, это перспектива трех лет"
Фото: пресс-служба "Фокстрот"
В конце прошлого года совладелец группы компаний "Фокстрот" (в нее входит одноименная сеть бытовой техники и электроники) Валерий Маковецкий дал интервью агентству "Интерфакс-Украина". В нем он говорит не только о ритейле, но и о девелоперском подразделении, которое строит небольшие торговые центры Depo't. Приводим основное из интервью.
Сеть "Фокстрот"
Результаты 2018 года. У нас – порядка трети рынка. В целом в 2018 году мы видим рост экономики, соответственно рынок бытовой электроники также развивается. По итогам 11 месяцев мы видим рост продаж на уровне порядка 28-30%. Однако в нашей отрасли ключевой месяц – декабрь, по его итогам можно будет судить о результатах года.
Одним из факторов роста, конечно, является инфляция, но она была не так ощутима, как в сфере продуктового ритейла. Инфляцию я бы оценил в 5-7%, максимум. Учитывая рост порядка 30% в целом, мы растем вместе с рынком. Рост идет за счет увеличения платежеспособности населения, роста зарплат и улучшения потребительских настроений покупателей.
Конкуренция. Технологии продаж меняются, и мы можем наблюдать успех многих сетей в электронной коммерции. Сегодня цены для конечного потребителя на официальный товар в онлайн-магазинах и в традиционных магазинах одинаковы.
В этом году немного усилились позиции Comfy, в первую очередь, за счет онлайн-продаж. В то же время, Rozetka, как мне кажется, в сегменте бытовой техники и электроники за счет выравнивания цен online и offline немного долю рынка потеряла. Это успешный интернет-магазин с огромными группами и видами товаров, но сейчас он больше работает как маркетплейс.
Мы имеем также конкурентов, специализирующихся на наиболее растущем сегменте: гаджеты, смартфоны, планшеты. Это два сильных конкурента – "Цитрус" и "Алло", которые в последние два-три года были довольно успешны.
Также появился новый сильный игрок на рынке – "Эпицентр", который за счет больших инвестиций пытается занять свое место в этом сегменте рынка, концентрируясь в основном на бытовой технике для своего потребителя. Но бытовая техника и электроника – это не гвозди или плитка. Товар устаревает и теряет в стоимости очень быстро. И если "Эпицентру" не удастся обеспечить требуемую оборачиваемость товарных запасов, которой пока у них нет, то возможны большие финансовые потери в будущем.
Инвестиции в онлайн-магазин. Компания приняла решение об инвестировании больших средств в современную онлайн-платформу, одного из лидеров этого сегмента в мире – SAP. Это довольно большие инвестиции, которые помогут нам перестроить технологию продаж, интерфейс общения с потребителем, и надеемся, нам удастся усилить позиции в онлайн-продажах. Мы планируем, как минимум, в два раза увеличить продажи в этом сегменте. Сейчас доля онлайн-продаж сети "Фокстрот" составляет порядка 10%.
Логистика. С 2018 года логистика находится полностью на аутсорсе. Склады мы арендуем, и с этого года управление складами также передали на аутсорс. Работаем с компаниями "Корсо", "Новая почта", "Укрпочта" и "Престо". Товар хранится на двух складах – в Гостомеле (30 000 кв. м) и Днепре (12 000 кв.м).
К сожалению, сейчас трудно оценить эффективность данного решения. В 2018 году сильно выросли затраты на топливо и зарплаты. Поэтому логистика с переходом на аутсорс даже немного подорожала. Но простой расчет показывает, что работать самостоятельно будет дороже.
На самом деле, логистический рынок в Украине пока еще не развит и сильной конкуренции среди логистических компаний нет. Есть западные компании, работающие в Украине, но стоимость их услуг нам пока не по карману.
Потенциальная продажа бизнеса. Конечно, мы рассматриваем такую возможность, но, при условии, что будут достойные предложения. Но, откровенно говоря, в ближайшей перспективе их не может быть. Для того, чтобы был интерес у серьезного покупателя, весь рынок должен работать на 100% "в белую". Не очень приятно говорить об этом, но, например, в России 99% рынка является "белым", они смогли это сделать, была политическая воля. У нас же 50-60% "серого" или "черного" рынка, никто не хочет размещать производство, а украинские квалифицированные рабочие уезжают работать в Европу или в ту же Россию.
Сеть в Молдове. У нас есть сеть из пяти магазинов в этой стране. Бизнес там небольшой, но в целом успешный. Два года назад в Молдове произошло обеление рынка. Вслед за этим к нам тут же начали поступать предложения о продаже сети, появился покупатель. Международный покупатель.
Оценка бизнеса. Если бизнес успешно функционирует, если эффективно работает команда под контролем собственников, то стоимость в Украине высококонкурентного бизнеса можно оценить в 5-8 показателей EBITDA.
Фото: rau.ua
Планы на 2019 год. Мы считаем, что магазинов у нас достаточно – 162 торговые точки в Украине. Какую-то часть из них, в первую очередь, малоэффективные магазины, закроем, вместо них будем открывать магазины в новых современных торговых центрах. Новых магазинов в 2019 году будет порядка 10-20, но это, в основном, будет релокация.
Намного больше инвестиций будет направлено на обновление сети. Планируем переформатировать порядка 60 магазинов, стоимость "переформата" одного магазина – 4-6 млн грн (то есть общая сумма затрат составит 240 млн - 360 млн. В валюте – $8,7 млн и $13 млн соответственно; по курсу НБУ на 3.01.2019, – Ред.).
Прогнозы. Мы рассчитываем, что в 2019 году будет рост на уровне 18-20%. В целом, если рынок вернется хотя бы на уровень 2013 года, то наш бизнес увеличится в два раза. Думаю, это перспектива трех лет.
О "черном" рынке бытовой техники и электроники
"Черный" рынок. К сожалению, до сих пор некоторые игроки, особенно в сегменте гаджетов, используют "серые" схемы ввоза, занижая реальную стоимость при ее декларировании, или завозя ее вообще контрабандой. Используя лазейки в налоговом законодательстве и не платя налогов, они фактически имеют серьезные конкурентные преимущества, например, возможность оплачивать значительно более дорогую арендную плату в самых лучших торговых точках или платить высокие кэшевые (черные) бонусы персоналу.
По моей оценке, сейчас 50% рынка – "черный" и "серый". Кто-то говорит о 40%, по другим оценкам, вообще 60%. При этом относительно контрафакта, если взять основные бренды, думаю, доля невелика. Контрафакт, в основном, на базарах продается, но его посчитать невозможно, никто не даст точную цифру. Я думаю, это не более 5%.
В любом бизнесе есть доходная часть, формируемая маржой, с которой мы оплачиваем свои затраты. Если вы занимаетесь "серым" бизнесом, то эта маржа на 15% выше, и у вас есть дополнительные 15%, которые можно вложить в продвижение, рекламу, оплату самых знаковых арендных мест. Конкурировать в такой ситуации сложно, но мы стараемся. Уточню, что "Фокстрот", Comfy, "Эльдорадо" – это "белый" бизнес.
Несетевые интернет-магазины. "Они располагают возможностями продавать не контрафактную продукцию, а контрабандную". Продукцию, предназначенную для других рынков, то есть без официальной гарантии производителя и, естественно, без уплаты налогов.
Девелоперское подразделение
Этот бизнес демонстрирует неплохую эффективность. Объекты стабильно прибыльные. Арендные ставки в этом году выросли порядка 30%.
Планируем развивать это направление. У нас есть несколько проектов строительства и ряд проектов расширения/обновления действующих объектов. Это проекты нашего формата – 10 000-15 000 кв. м, то есть небольшие ТЦ областного масштаба. В частности, планируем построить торговый объект в центре Чернигова, сейчас разрабатываем проект реконструкции. Также ведем реконструкцию своего объекта в Кривом Роге, пристраиваем полноценный спортивный комплекс с бассейном для сети Sport Life. Планируем реформат ТЦ в Запорожье, увеличение нашего ТЦ в центре Кропивницкого. Плюс, возможно, мы примем участие как партнеры в одном из харьковских объектов.
В Киеве мы не планируем строить. Это специфический рынок с долгой и не очень высокой отдачей вложенного капитала. Нужно либо полностью концентрироваться на этом направлении бизнеса, либо иметь доступ к крупным объемам собственных или дешевых кредитных средств. У нас такой возможности нет. У нас другая стратегия: строительство коммерческой недвижимости в регионах Украины. Мы стараемся приобретать уже готовые и, с нашей точки зрения, ликвидные, небольшие объекты.