Мал, да удал: ритейлеры активно развивают магазины малых форматов. Зачем им это нужно?

01.11.2018
5101

Большие форматы магазинов теряют свою актуальность. Согласно исследованию Planet Retail, площади продуктовых магазинов начали сокращаться с 2010 года – и к 2020 году в целом уменьшатся на 10%. В прошлом году мировые гиганты ритейла начали развивать сети небольшого формата, к примеру, французский Auchan открывает магазины у дома MyAchan, шведская сеть мебели и товаров для дома IKEA – city store и шоу румы. Зачем розничные операторы уменьшают площади магазинов, разбирался Retailers


Хочешь жить – умей вертеться: ритейл меняется вслед за покупателем

Поведение современного покупателя меняется – он хочет получить необходимое здесь и сейчас. Поездки за город ради шопинга мало его увлекают. Все, что касается покупок, должно быть рядом, в шаговой доступности от дома или работы.

Меняется покупатель – меняется и ритейл. Уже несколько лет в Европе наблюдается тенденция по сокращению торговых площадей новых объектов и развитие малоформатных магазинов. Яркий пример – мебельный гигант IKEA – со своим форматом city store (900 – 6 000 кв.м.) и дизайн-студии площадью в среднем 300–400 кв.м. Также DIY-ритейлер Leroy Merlin начал менять концепцию: внедрять малый формат площадью от 200 кв.м. до 1 000 кв.м. и развивать собственные шоу-румы площадью около 1 500 кв.м.

На продуктовом розничном рынке уменьшение площадей началось несколько раньше. Французский ритейлер Carrefour, который начал развивать малый формат в 2009 году, отмечает, что открытие небольших магазинов convenience store связано с ростом городского населения, развитием технологий и, следовательно, перемен в потребительском поведении. Развитие этого направления является приоритетным для ритейлера – в течение ближайших пяти лет Carrefour планирует открыть 2 000 небольших магазинов, увеличив их число до 8 000. Вслед за Carrefour с форматом convenience store начал работать и британский Tesco в 2010 году. 

В прошлом году Auchan начал открывать магазины формата "у дома" под вывеской MyAchan. В Украине они открылись в этом году, их площадь составила 700 кв.м. Также в 2017 году голландская сеть Spar запустила Spar express в формате convenience store, который также уже представлен в Украине и имеет площадь от 100 до 200 кв. м.

Директор по маркетингу Modern Expo и партнер Dot__Dot Игорь Дидок, ссылаясь на исследование Planet Retail, говорит, что с 2010 года по 2022 год площади новых торговых объектов в продуктовом ритейле уменьшатся на 10%. Одной из основных причин этому Дидок считает урбанизацию. Согласно данным ООН, сегодня в городах проживает 55% населения мира, доля которого к 2050 году возрастет до 68%.

Auchan отмечает, что последние 3 года компания внедряет в свою работу новую концепцию и сейчас ориентируется не только на тех клиентов, которые раз в неделю приезжают в гипермаркет за продуктами. "Мы хотим сопровождать наших клиентов во все моменты их жизни и в этом нам поможет мультиформатность", – поясняет появление формата MyAuchan руководитель отдела коммуникаций Auchan в Украине Дарья Кирьятская.

Гипермаркеты, в принципе, обречены, говорит учредитель украинского розничного оператора VolWest Group (Spar в Украине, "Наш край") Виктор Корсак. Он приводит в качестве примера ритейл в Азии, где уже наблюдается падение популярности среди потребителей больших форматов и рост convenience store. Происходит это из-за роста электронной коммерции и развития технологий.

 Динамика роста магазинов современных FMCG форматов в Украине, 2016-2018 гг., ед.

Данные: GT Partners Ukraine

Меньше - лучше

В Украине, вслед за Auchan и Spar, немецкая сеть Metro C&C в начале октября заявила, что предпримет вторую попытку развития малоформатной сети в стране. Магазины будут работать под вывеской "Бери-Вези", а их площадь составит 1 500-2 000 кв.м. "Работа с меньшим форматом означает меньшие затраты времени и денег на открытие небольших магазинов по сравнению с оптовыми гипермаркетами", – пояснил тогда такое решение компании генеральный директор Metro C&C в Украине Оливье Лангле.

Крупнейший в Украине ритейлер "АТБ-маркет" в августе открыл магазин "АТБ-Express" на 400 кв.м. В конце года АТБ будет принимать решения о дальнейшем развитии этой концепции. Летом прошлого года стало известно, что в Киеве начала работать сеть "Коло", которая опосредованно связана с владельцами АТБ, писала liga.net . Сеть "Коло" насчитывает уже более 35 магазинов в Киеве и области, площадь каждого не превышает 150 кв.м. Однако один из участников рынка, знакомый с ситуацией, рассказал Retailers, что сеть "Коло" развивает как дополнительный бизнес только один из собственников АТБ, однако он не уточнил, кто конкретно. Успех "Коло" мог стать одной из причин того, что АТБ заинтересовался развитием малоформатных магазинов.

Еще один крупный игрок, только в западном регионе Украины – "Пакко Холдинг" – по данным участников рынка, незадолго до кризиса решил открывать магазины convenience store "Сім23" (около 60 торговых точек). Обновление// сама компания "Пакко Холдинг" утверждает, что не имеет отношения к сети "Сім23"// "Это ремоделинг польского магазина Żabka, что позволило увеличить доход в семь раз при минимальных затратах на открытие", – рассказал топ-менеджер в одной из производственных компаний.

Директор компании "Украинский ритейл" Сергей Беляев объясняет популярность магазинов небольшого формата не только изменениями в привычке шопинга у покупателей или урбанизацией. По его словам, на это влияет и экономический кризис, который заставляет людей экономить на всем, вплоть до топлива, что все чаще останавливает часть покупателей от поездки в гипермаркет за окраину города.

Еще одной причиной уменьшения площадей ритейлерами является нехватка подходящих площадок, о чем неоднократно заявляли украинские продуктовые сети. "Когда ты работаешь в нескольких форматах, у тебя так остро не стоит проблема с площадью. Ты не привязан к одному типу локаций и можешь открывать магазины в том формате, площадь для которого сейчас доступна", – говорит Виктор Корсак.

"В будущем небольшие магазины придут на замену гипермаркетам. В нем будет все, что есть в гипермаркете или будет доставка всего, что ты захочешь", - прогнозирует Игорь Дидок. В качестве примера он привел сеть магазинов 7-Eleven, которая доставляет товар каждые 15 минут и где покупатель сам себе «строит полку». Виктор Корсак рассказывает, что в Южной Корее ситуация уже так и выглядит: покупатели не посещают гипермаркеты, а забирают свои заказы, сделанные онлайн, в небольших магазинах. Там же, в свою очередь, покупают только продукты ежедневного спроса.

Автор: Дарья Янченко, Михаил Лукьянов

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.