Что даст принятие параллельного импорта для интернет-бизнеса в Украине

19.09.2018
2525

Hyser

В понедельник пять крупных национальных и международных ритейлеров выступили с открытым письмом к премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой принять законопроект, который обеспечит работу в стране параллельного импорта. Об этой теме неоднократно говорили юристы, представители розничной и интернет-торговли, однако за многие годы особых изменений не произошло. Издание ain.ua подготовило материал о том, что такое параллельный импорт и почему его принятие в Украине важно для интернет-бизнеса и конечных потребителей. Retailers приводит выдержки.


Параллельный импорт

Это импорт товаров с нанесенным на них товарным знаком без получения обязательного согласия правообладателя данного товарного знака. Такой импорт осуществляется "параллельно" и независимо от импорта данного товара правообладателем и без разрешения правообладателя в Украине. 

Параллельный импорт возможен при условии, что товар уже был введен в гражданский оборот. С этого момента, согласно принципу исчерпания прав на ТМ, правообладатель теряет свое исключительное право запрещать третьим лицам использовать торговую марку – то есть, товар свободно циркулирует в обращении без каких-либо ограничений, и владелец ТМ не может влиять на дальнейшую перепродажу этого товара.

Почему параллельный импорт не работает в Украине

В украинском законодательстве четко не определено, в какой момент наступает исчерпание права правообладателя: в момент первой продажи товара в любой стране мира, независимо от того, где такие товары были размещены на рынке (международный принцип исчерпания прав на ТМ), или в момент, когда товар был завезен с разрешения правообладателя в определенной стране (национальный принцип).

И здесь возникает возможность вариативной трактовки: существующий Таможенный реестр объектов прав интеллектуальной собственности, который призван не допустить импорта подделок, используется некоторыми дистрибьюторами, вендорами для ограничения импорта оригинальной продукции. В особенности ситуация заметна на рынке потребительской электроники, когда определенные компании фактически получают эксклюзивное право на реализацию брендовой продукции по выгодным им ценам.

Таможенники также охотно эксплуатируют лазейку. Иногда доходит до смешного, например, на таможне задерживают пару кроссовок, купленных украинцем в Asos –  чтобы проверить, не занимается ли покупатель нелегальным импортом. Подобные примеры приводят основатель "Розетки" Владислав Чечеткин и основатель Hotline.ua Сергей Арабаджи

Можно ли изменить ситуацию?

Исправить ситуацию может законопроект №4614 "Про внесення змін до митного кодексу України щодо захисту прав інтелектуальної власності під час переміщення товарів через митний кордон України", в котором закрепляется международный принцип исчерпания прав на торговую марку и разрешается параллельный импорт товаров. Именно на его принятии настаивают крупные торговые сети "Метро Кеш енд Кері Україна", "Ашан Україна Гіпермаркет", "Сільпо-Фуд", "Новус Україна" и "Білла Україна" в своем обращении к Гройсману.

Ранее в Украине пытались принять законы, которые бы, наоборот. усугубляли ситуацию, потому что предлагали закрепить национальный принцип исчерпания прав на ТМ. Одной из таких попыток был законопроект №5419. Однако совместными усилиями игроков рынка эти попытки удалось пресечь. 

По мнению генерального директора "Метро Кеш енд Кері Україна" Оливье Лангле, принятие законопроекта №4614 улучшит уровень конкуренции и обеспечит свободную торговлю оригинальными товарами на таможенной территории Украины. Вместе с тем, госбюджет получит дополнительные поступления в виде уплаченных пошлин и налогов, поскольку предприниматели больше не будут вынуждены ввозить товар "мимо" границы или провозить по одному с помощью частных лиц, чтобы избежать заморозки партии на таможне. В результате в стране станет возможна здоровая конкуренция, а это будет стимулировать легальную предпринимательскую деятельность в стране, отмечается в обращении к Гройсману. 

Инициативу позитивно оценивают также e-commerce-игроки, интернет-магазины техники и электроники. 

"Считаю данную инициативу своевременной и полезной для рынка. Действительно, на сегодняшний день сложилась ситуация, когда некоторые "сертифицированные" дистрибьюторы чувствуют себя настолько комфортно, что цены в Украине на десятки процентов выше, чем в соседних странах. Верю в то, что принятие данного законопроекта положительно повлияет на конкурентную среду и приведет к снижению цен на многие товары. Это хорошая новость для конечных потребителей", – комментирует сооснователь Repka.ua Дмитрий Латанский. 

Инициативу прокомментировал и Дмитрий Покотило, управляющий партнер F.ua. Он отметил, что параллельный импорт может существенно снизить цены в интернет-сегменте по сравнению с офлайном. "Ситуация на рынке интернет-торговли техникой такова, что офлайн-сети давят на производителей, и, как следствие, под ударом сейчас находятся другие независимые продавцы, которые хотят продавать официальный товар – то есть мы и наши коллеги по цеху. Равные цены на полке в магазине и на интернет-канале – это явное давление оффлайн-магазинов, товары крупных производителей в интернете уже давно не дешевле, невозможно формировать свою ценовую стратегию. Не может быть такого, чтобы на полке товар не был дороже, нежели в интернете – разная цепочка по затратам на мерчандайзинг. Кроме того, в последнее время, начали практиковать эксклюзивы только на сети. Рынок онлайн-продавцов не получает интересные модели смартфонов, например бренд Honor – только у офлайн-продавцов, мы его не можем банально купить, продаем на условиях маркетплейса с нашими партнерами. И так практически по всем известным брендам, когда сетям уходят эксклюзивом интересные модели, а нам остается продавать другие, с завышенными ценами, потому что интернет-каналу банально идут отгрузки значительно дороже. В то же время интернет-магазины жестко контролируются и наказываются деньгами за нарушение цен, тогда как розницу проконтролировать практически невозможно. Конечно, при такой торговле вендоры могут наказать продавца. Но зато можно будет продавать телевизор, произведенный не в России, делать на нем оборот и зарабатывать".

Источник: ain.ua

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.