"Да, IKEA сейчас думает над новым, гораздо меньшим форматом. Но и Jysk смотрит в сторону большего формата – гипермаркетов", – исполнительный директор Jysk Евгений Иваница

09.08.2018
9811

Фото: пресс-служба Jysk

На розничном рынке Украины в сегменте "товаров для дома" в последнее время из международных сетей работало два игрока – Jysk и Butlers. В этом году группа Inditex вывела свой бренд Zara Home, еще один игрок мирового масштаба – IKEA, заявил, что планирует открыть в Украине свои магазины небольшого формата. Мы поговорили с исполнительным директором крупнейшей сети товаров для дома в Украине Jysk Евгением Иваницей о том, готов ли рынок к новым игрокам и каковы планы компании по развитию с учетом выхода конкурентов.


 – Как себя чувствует сегмент товаров для дома в Украине?

– В Украине низкая покупательская способность, но она есть. Чтобы поддерживать спрос, в наших магазинах проводятся акции, к примеру, минус 60%. Причем это реальная скидка. Более половины товара мы продаем по скидкам, они обозначены желтой ценой. Помимо этого, есть товар, обозначенный специальным ценником, который изначально идет по низкой цене (everyday low price) и на него скидок нет априори.

 Сейчас многие мировые ритейлеры, к примеру, Zara и H&M, говорят о проблеме с остатками товара. Как вы решаете этот вопрос?

– В украинских магазинах сети небольшой объем остатков. Общий запас товаров на один магазин меньший, чем в Европе, но ненамного, а вот продажи – значительно. Поэтому для нас вопрос остатков более критичный. Чтобы бизнес смог функционировать, важно заказывать правильный товар и своевременно выводить его из ассортимента, освобождая место для нового. Оборачиваемость товара в украинских магазинах – в среднем четыре раза в год. Есть страны, где этот показатель значительно больше –  6-8 раз.

 Планируете ли вы увеличить этот показатель? Если да – за счет чего?

– Да. Планируем увеличить оборачиваемость до шести, поэтому работаем над ассортиментом. В магазинах заказ товара происходит автоматически с помощью специальной программы SAO (Semi automatical ordering system). Она знает, сколько артикулов продается, сколько товара помещается на полке, сколько нужно на полке, чтобы она постоянно выглядела заполненной. Учитывая все данные, она может спрогнозировать, сколько товара нужно на магазин. Это увеличивает эффективность бизнес-процессов торговой точки.

Мы пересматриваем ассортимент каждой товарной группы два раза в год. Решение о том, чтобы вывести товар из ассортимента, принимается на глобальном уровне. Дело в том, что в магазинах Jysk на разных рынках 90% ассортимента одинакова, и только 10% в случае с украинской сетью приходится на локальных производителей. Компания централизованно снижает цену на товар, и мы его распродаем. Каждый магазин имеет ограниченное время на это, в ином случае товар будет списан.

– Какие у вас финансовые показатели?

 Ожидаем, что в этом финансовом году (1 сентября 2017/31 августа 2018) оборот сети по сопоставимым магазинам вырастет более чем на 30% по сравнению с предыдущим финансовым годом. Уже на сейчас мы выполнили план по запланированному обороту в 1 млрд грн. В нынешней экономической ситуации наш рост означает, что мы у кого-то откусили кусочек.

Отмечу, что в общем обороте Jysk Nordic на долю Jysk Украина приходится не менее 2%.

Потенциал рынка Украины в сегменте товаров для дома огромен. Учитывая это, сеть Jysk с существующих 40 магазинов может спокойно вырасти в три-четыре раза, даже с учетом выхода конкурентов, той же IKEA.

 Что для вас означает выход IKEA?

– Конкуренция – это хорошо. Наша компания и IKEA – это операторы-эталоны. Это значит, что в Украине можно работать "в белую". Да, наши сети пересекаются по товарным группам, но в тоже время сеть Jysk развивает магазины формата "у дома". У IKEA другая концепция – гипермаркеты, а значит – другая логистика, выстраивание бизнес-процессов, поведение покупателей. К примеру, потребитель, который вышел из метро и купил хлеб в близлежащем магазине, отличается от того, который поедет на машине на Окружную, чтобы закупить еды на неделю вперед. В целом, смотря на динамику развития магазинов Jysk на других рынках, куда Ikeа зашла позже, например, Балканы, Польша, мы не видим на данный момент никакого негативного влияния на динамику продаж. Мы готовы открыть магазин рядом с Ikeа.

 По вашему мнению, почему IKEA так долго выходит на рынок Украины?

– Потому что компания строила большие объекты. Она менее поворотлива с таким форматом и бизнес-моделью. Да, IKEA сейчас думает над новым, гораздо меньшим форматом. Но и Jysk смотрит в сторону большего формата – гипермаркетов.

 Когда вы планируете открывать магазины большой площади в Украине?

– В нашей сети много форматов – Hyper, City. Но если мы говорим о рынке, о том, сколько он может вместить магазинов того формата, в котором мы сейчас работаем, то зачем нам вкладывать деньги в другой формат? В Украине еще есть куда расти. Когда рынок будет наполнен существующим нашим форматом, будем развивать другой.

 Вы не рассматриваете возможность развития по схеме франчайзинга?

– По франчайзингу Jysk развивается в тех странах, где самостоятельно развиваться нецелесообразно, потому что рынок небольшой или специфический. В свое время Jysk работал в Украине по франшизе с 2004 года по 2012 год. Постсоветская страна, другая ментальность, другие правила игры. Но за это время уже была сформирована история работы компании на рынке, были результаты. С другой стороны, за это время было открыто всего 10 магазинов, это очень медленный темп. Было принято решение развиваться самостоятельно. Материнская компания выкупила у франчайзи магазины и на следующей же год открыло 12 собственных магазинов, почти столько, сколько было открыто за 8 лет работы франчайзинговой сети в Украине.

 Jysk продает товары онлайн? Какая доля продаж в общем объеме приходится на этот канал?

– На долю интернет-продаж приходится больше 7%, и этот показатель постоянно растет.

 По доставке товара. У вас есть своя курьерская служба или вы с кем-то сотрудничаете?

– Все процессы, которые мы можем отдать на аутсорс, мы отдаем. К слову, мы изменили подход в интернет-продажах. Во-первых, с момента работы компании в Украине, с 2004 года, мы отгружали товары, заказанные через интернет, со склада первого магазина, который работает до сих пор на Выдубичах. Но не так давно, мы перешли на стандартное решение Jysk – у нас теперь единая платформа. Это означает, что все процессы онлайн-заказов в Украине унифицированы по стандартам JyskNordic.

Поставки теперь осуществляются не из магазина в Киеве, а с центрального распределительного склада, который находится в Европе. Там происходит упаковка товара, который поставляется в Украину, затем – на фулфилмент-центр "Новой почты" в Борисполе, оттуда отправляется по Украине. Покупатель может заказать доставку домой, на почтовое отделение, или в магазин.

 Не слишком ли это долгий путь логистики? Как это влияет на скорость доставки?

– Продолжительность доставки из распределительного центра в Европе на склад "Новой почты" составляет в среднем 5 рабочих дней с момента заказа товара онлайн потребителем. Конечно, любые очереди на границе негативно влияют на эти сроки. К примеру, в среднем в Киеве онлайн-потребитель получает товар на восьмой рабочий день. Часть потребителей, для которых срок является критическим, пользуется услугой "Закажи и Забери" – бесплатно бронирует товар из существующих запасов магазинов и забирает их в удобное для них время. В дальнейшем мы планируем сокращать срок доставки за счет оптимизации бизнес-процессов и улучшения интеграции с логистическим партнером.

  Что вы делаете для того, чтобы увеличить продажи через интернет?

– Постоянно расширяем ассортимент онлайн-товаров. До конца августа в рамках подготовки к новому сезону Indoor мы существенно расширим товарное предложение для украинского потребителя, онлайн можно будет заказать диваны или шкафы из ассортимента Jysk в Норвегии, Голландии, других стран.

У "Новой почты" были проблемы в этом году с услугой cash on delivery (адресная доставка с наложенным платежем), поэтому мы, к сожалению, потеряли много клиентов. Большинство наших клиентов до этого случая покупали в интернет-магазине и рассчитывалась по факту получения товара. Поэтому сейчас мы нацелены возвращать клиентов. Но несмотря на это, у нас все равно идет прирост продаж онлайн.

 Вы не планируете продавать свои товары на маркет-плейсах?

– Jysk не работает с маркет-плейсами. Это политика компании, мы видим, что можем предоставить лучший сервис в действующем формате.

 Какие у вас планы по развитию в краткосрочной перспективе?

– Мы считаем "чистые" открытия – за минусом закрытий. Таким образом, в этом финансовом году мы уже открыли 5 магазинов, еще два Jysk будут открыты до конца августа в Харькове в ТЦ "Класс". В следующем финансовом году планируем увеличить сеть на 12 магазинов и ежегодно увеличивать сеть примерно на такое же количество. Также мы планируем начать с сентября обновление сети – все новые магазины будут открываться в новом формате 3.0, это более дорогой формат. В новых магазинах будет другое оборудование, изменены кассовые зоны, пересмотрен ассортимент и выкладка товара, более светлый дизайн и прочее. Все работающие магазины в течение шести лет также будут перестроены.

Автор: Татьяна Хомяк

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.