Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
«Фокстрот» инвестирует в обновление формата 150 млн грн
Фото: пресс-служба «Фокстрот»
Исполнительный директор сети «Фокстрот» Вячеслав Поврозник в интервью RAU рассказал о росте рынка, размере тени в секторе БТиЭ, о новых форматах магазинов и мультиканальных продажах. Приводим выдержки
В 2017-м году рынок показал рост около 30% в гривне и около 8% в натуральном выражении год к году. Продажи крупнейших игроков на рынке также сопоставимы с этими показателями.
Сейчас снова наблюдается «расцвет» теневого рынка. Некоторые категории показали рост черного и серого рынка до 50%. Есть группы товаров, в которых в принципе доминирует серый и черный ввоз: к примеру, дорогостоящая фото- и видеотехника. В этом сегменте уже даже не пытаются завозить товар в белую.
В нашем секторе тень уже вплотную приблизилась к 50%. Если раньше было 30%, потом 40%, то сейчас есть категории, которые уже перевалили и за 50%. Это касается дорогих телевизоров и смартфонов, встроенной бытовой техники, в том числе холодильников и стиральных машин.
Ситуация в стране сложная и бизнес-климат не стал лучше. Обещанного снижения налоговой нагрузки так и не произошло. При этом ситуация на рынке труда не просто обострилась, она стала катастрофической. Сейчас невозможно найти грузчиков, водителей, других работников. Все эти люди уехали работать в Европу. Экономического развития в стране нет, как нет и государственной поддержки приоритетных отраслей. Есть только лозунги, а реальной поддержки в бизнесе никто не видит. Лично я не строю иллюзий о поддержке властей. Для меня главное, чтобы государство не мешало честному бизнесу и контролировало нарушителей.
Фактор цены при выборе товара остается на первом месте. Украина — это price sensitive market, потому что доходы населения достаточно низкие и люди стремятся покупать дешевле. Только после цены люди смотрят на бренд продавца и условия покупки. Если говорить о каких-то изменениях предпочтений, то за последние три года очень сильно вырос интерес к брендам китайского производства, а также собственным торговым маркам ритейлеров. В этих сегментах произошел значительный рост, что подтверждает желание потребителей экономить на покупках. Бюджетный сегмент растет уже три года подряд.
Рост показывает сегмент ТВ, который постоянно драйвят такие компании как Samsung, LG, Sony. Это инновационные игроки, которые предлагают действительно новые технологии. После ТВ идут смартфоны — новации и замещение этой техники также очень динамичны.
Стабильные продажи показывает категория ноутбуки, так, например, 2–3 года назад все прогнозировали, что этот сегмент сильно упадет и будет замещаться «таблетками». Получилось наоборот: таблетки практически исчезли, а ноутбуки показывают достаточно динамичные продажи. Очень интересная категория товаров — электротранспорт, дроны, смартчасы, роботы, хотя пока это в большей мере магнит для привлечения посетителей в магазины, сам по себе сегмент не ёмкий.
Люди устали от рекламы, они хотят видеть конкретные, персонализированные предложения. Мы сильно обновили команду в онлайне и маркетинге, поэтому четко понимаем, что нам делать и рассчитываем в следующем году добиться серьезного успеха.
Еще два года назад доля онлайна достигала 10%. Однако в этом году стремительнее вырос офлайн, поэтому доля снизилась где-то до 8%. На следующий год мы ставим план увеличить долю онлайна до 12–15%. Естественно, хотим достичь этого показателя без «каннибализации» офлайна.
Последние полгода занимались доработкой нового формата и в итоге открыли столичный магазин в ТЦ «ГородОК». Именно с этим форматом намерены открывать все новые торговые точки. Кроме того, у нас большой план по реформату на следующий год — несколько десятков магазинов. Инвестиции в обновление составят по меньшей мере 150 млн грн.
Планируем открыть минимум по одному магазину нового формата в каждом из городов присутствия, чтобы клиенты могли увидеть изменения.