Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Как с нуля построить обувную фабрику мощностью 40 000 пар в месяц. Интервью с Татьяной Лидерман
Татьяна Лидерман, соучредитель брендов Incomer и MiracleMe, построила в Чигирине фабрику по производству обуви. На максимальной мощности производство может выпускать 40 000 пар в месяц. Татьяна Лидерман говорит, что на собственные бренды будет приходиться не более 20% объемов производства, а остальное — на подрядные европейских заказчиков
— Расскажите о вашей новой фабрике.
— Это производственные помещения площадью 3000 кв. м в городе Чигирин (270 км от Киева). Мы построили с нуля беспрецедентную для Украины фабрику, где планируем производить около 40 000 пар обуви в месяц. Пока работаем в тестовом режиме, налаживаем производственные процессы, обучаем первых работников — одну смену в 150 человек. Для загрузки фабрики на полную мощность мы наймем около 250 сотрудников.
— Были ли сложности с подбором персонала?
— Наша фабрика конвейерного типа, то есть производственный цикл разбит на простейшие короткие операции, большая часть которых выполняется на специальном оборудовании. Это значит, мы имеем возможность брать людей без опыта работы и в короткие сроки обучить выполнять эти операции профессионально и быстро. В городе давно не было работы, сейчас люди приходят к нам семьями и очень довольны, что могут вместе приходить и уходить, получать компенсацию стоимости проезда и бесплатное питание. Атмосфера в коллективе тоже сыграла не последнюю роль в том, что к нам приходят люди не только из Чигирина, но и ближайшей округи. Руководитель производства — потрясающе харизматичный итальянец, который с уважением относится ко всем сотрудникам. Строгий, но справедливый; часто шутит, умеет не только ругать, но и хвалить, когда получается. Нам подали 400 заявок на обучение, и те, кто уже проходит стажировку, дорожат своим местом.
— Почему вы пригласили итальянца руководить фабрикой?
— Он более 25 лет занимается производством обуви и специализируется на запуске производства с нуля. В его обязанности входит подбор оборудования и формирование команды. С этим заданием он успешно справился. К нам приезжал директор польской Bartek, и когда увидел фабрику, не сдержал эмоций и сказал, что это даже не Mercedes, это Ferrari. А он знает толк в производстве детской обуви: 30 лет он уже в этом бизнесе, и ежегодно под этой маркой выпускается более 800 000 пар детской обуви.
— Когда вы начинали строительство, у вас уже были договоренности с брендами о реализации вашей продукции?
— Нет, никакой конкретики не было, но мы понимали мировую тенденцию разделения бизнесов производства, ритейла, брендового бизнеса. Подавляющее большинство известных брендов сейчас не имеют собственного производства, а аутсорсят такие услуги. И Украина в этом отношении привлекательна по сравнению с центрами производства — Азией, Индией, странами — новичками Евросоюза. У нас невысокая стоимость рабочей силы, отсутствие таможенных пошлин со странами Евросоюза, минимальные сроки доставки, ментально мы гораздо ближе и понятнее европейцам. Не у всех получается работать с Китаем в силу особенностей менталитета местных предпринимателей, частого брака, длительных сроков исполнения и доставки заказов, сложностей контроля. К нам можно за несколько часов добраться и проконтролировать выполнение заказа, обговорить технические детали. Все это очень важно. Не хватало в Украине одного для старта переговоров в этом направлении — производственной базы, которая могла бы производить обувь европейского качества. Мы построили фабрику, на которой не постеснялись бы выпускать свою продукцию Louis Vouіtton, Gucci, Prada и другие мировые бренды.
— Оправдались ли ваши ожидания получить европейские заказы?
— Пока рано об этом говорить, фабрика еще не запущена на 100%, и мы не предлагали своих услуг европейским коллегам. Но компания «Бартек», например, вышла на нас сама, и первый заказ уже согласован. Ждем полноценного открытия фабрики и торжественного перерезания ленточки. На следующей неделе приезжают итальянцы на предварительные переговоры и экскурсию. Они тоже случайно узнали, что мы вот-вот запускаемся, и намерены сотрудничать.
— Какова себестоимость производства обуви в Польше, в Украине и Китае?
— В Польше на порядок выше, чем у нас. Если брать Китай, то большое значение имеют масштабы. Если фабрика будет загружена, у нас дешевле.
— Какая будет доля в вашем производстве для собственного бренда и для других компаний?
— Конечно, в ближайшее время 100% производства нашего собственного бренда не будет. В Украине нет пока такого потребительского спроса, чтобы выпускать 500 000 пар обуви в год в такой ценовой категории. По нашим прогнозам, 80% будет подряд и 20% — собственные бренды Incomer и MiracleMe, которые мы создали и развиваем. По мере того как будут расти продажи и количество магазинов, появятся магазины за пределами Украины, доля собственного производства будет увеличиваться. Мы хотим представить потребителю новый украинский продукт — качественный, красивый, актуальный, в презентабельной упаковке и с отменным сервисом. Хотим, чтобы украинское покупали потому, что нравится, хочется, радует. А не потому, что европейские брендовые товары не вписываются в бюджет. Уверены, наша страна еще будет гордиться отечественным продуктом.
— Готовы ли украинские потребители покупать отечественные бренды?
— Украинские товары набирают популярность, растут продажи и детской и взрослой обуви. Но не все так просто. Многие производители сталкиваются с недостатком кадров и производственных мощностей, особенно в Западной Украине. Потому что люди уезжают в Европу, а основные фонды давно устарели. До сих пор развито ручное производство, а это означает, что если у вас на фабрике работает 10 швей, на выходе ваша обувь будет представлена в 10 видах разных качеств. Ротация персонала на таком производстве крайне болезненна. В этом отношении мы имеем огромное преимущество. Когда способ производства конвейерный, а за каждую операцию отвечает машина, то даже при объемах 40 000 в месяц вся партия будет как одна пара.
— Сколько у вас сейчас открыто магазинов?
— Мы открыты в торговых центрах «Гулливер», DreamTown, Lavina и «Аладдин». Также представлены в сети магазинов-партнеров — в том числе всем известной Carlo Pazzolini. В ближайшее время появимся в ЦУМе и «ВСІ.СВОЇ». Также запускаем интернет-проект, который, я рассчитываю, будет продавать, как два розничных магазина.
— Какое оптимальное количество магазинов для собственного производства?
— Мы планировали открыть 10 магазинов в Киеве и по одному-два в регионах. Но у нас не так много качественных торговых центров. А те, что есть, не всегда называют адекватную цену за аренду, и нам бы не хотелось перекладывать на потребителя эту цену. Мы воспринимаем нашу розницу как долгосрочный перспективный проект. Мы не торопимся и ждем выгодных предложений. В регионах сейчас есть возможности запустить выгодные проекты. Но мы немного осторожничаем идти в области самостоятельно и заниматься магазином дистанционно из Киева. На месте должен быть хозяин. Поэтому мы будем искать франчайзи для развития сети за пределами Киева.
— Какие будут условия по франшизе?
— Очень дружественные. Можно сказать, что наш проект имиджевый и нам важнее быть представленными на всей территории Украины, найти долгосрочных партнеров, чем заработать роялти. Мы предоставляем полную поддержку по всем вопросам на этапе открытия, сопровождаем проект, обеспечиваем маркетинговую поддержку, не берем роялти и даем очень комфортные условия по закупкам товаров.
— Сколько стоит открыть такой магазин?
— Начальная инвестиция около 500 000 грн, это без покупки товара. По товару будут очень лояльные условия.
— Есть уже предложения?
— Есть со стороны зарубежных партнеров. И мы уже просчитываем условия. В Украине пока открывали только собственные магазины и не искали еще франчайзи. Только начинаем работать в этом направлении.
— С кем из украинских брендов работаете? Когда вы стартовали, то были представлены в Intertop, «Антошке».
— В связи с тем что мы перестраивали производство, не успевали делать необходимые объемы для Intertop. Но с запуском Чигирина мы предложим им полноценную коллекцию, а также ведем переговоры, чтобы шить обувь под их брендами.
— Вы останетесь в детском сегменте?
— Что касается нашего бренда, то да. Что касается фабрики как производства, то у нас есть возможность делать и взрослую обувь.
— Есть в Украине бренды, которые работают большими объемами, как, например, Intertop?
— Да, есть. Есть компании, которые работают преимущественно на экспорт. И среди этих брендов есть те, которые даже не представлены в Украине или представлены в небольшом количестве, но у них также стоит проблема с объемом. Ни одна большая европейская сеть не закажет, если у вас ручное производство и вы не можете гарантировать качество. Поэтому, когда мы открылись, они уже стали обращаться к нам, понимая, что смогут получить стабильное качество и гарантированные объемы.
— Вы надеялись или надеетесь на господдержку?
— Мы не ожидаем многого, потому что знаем украинские реалии. И какой-то помощи и поддержки не ждали, да и не ждем. Главное, чтобы нам не мешали. Но не могу не упомянуть тот факт, что текущее регулирование внешнеэкономической деятельности крайне неблагоприятно для экспансии украинской розницы за рубеж. Этот бизнес не предполагает возможности на 100% реализовать поставленный в зарубежные магазины товар и успеть перевести валюту обратно в Украину в течение 120 дней, как того требует Национальный банк.
— Как быстро вы планируете вывести фабрику на самоокупаемость?
— Мы планируем в течение 5-7 лет окупить инвестиции. Вообще сама идея создания такой фабрики родилась из мечты и амбициозного плана делать в Украине обувь достойную, не хуже той, что предлагают европейцы. Для жителей Чигирина мы уже сделали хорошее дело в виде стабильной работы и регулярной зарплаты. В Киеве мы привлекли очень крутых дизайнеров, которые отлично ориентируются в мире моды и глобально известных брендов. Они украинцы и такие же мечтатели, как и мы. Люди готовы создавать прекрасный продукт в Украине, реализуя грандиозные планы по развитию и выходу на европейские рынки.
Автор: Александр Шокун