Как работает собственный отдел мерчандайзинга «Ритейл Групп»

25.07.2017
3908

Фото: Retail Group


В среднем супермаркете «Ритейл Групп» представлено около 250 поставщиков, и каждый из них хочет быть на «золотой полке». Год назад ритейлер создал собственный отдел мерчандайзинга для управления полочным пространством. Руководитель отдела мерчандайзинга «Ритейл Групп» Ирина Селицкая рассказала, что теперь выкладкой товаров во всех супермаркетах сети занимаются исключительно мерчандайзеры ритейлера, а все поставщики могут видеть результаты их работы на информационном портале

— Почему вы приняли решение создать новое структурное подразделение — отдел мерчандайзинга?

— Мы давно хотели выработать единый подход по управлению полочным пространством. Прежде наши магазины посещали мерчандайзеры — представители поставщиков, и каждый из них старался выбрать себе лучшее место на полке, несмотря на то что у сети были свои стандарты зонирования. Мы тратили огромные усилия на то, чтобы исправлять работу внешних мерчандайзеров. Тогда мы решили уйти от этой практики, которая не имеет ничего общего с тем, как происходит в мире. Перед нашим отделом стоит задача по увеличению товарооборота сети без дополнительных затрат на рекламу, не увеличивая выкладку, а грамотно ее реализуя. Такой подход, по данным разных исследований, дает возможность увеличить выручку от 15 до 25%.

— Как была организована работа до внедрения нового подхода?

— Когда работали сторонние люди, их задача была выставить товар согласно стандартам поставщика, учитывая требования сети. У них был KPI по заполнению полочного пространства, и они получали дополнительную мотивацию за то, чтобы как можно лучше представить свой товар на полках. В какой-то мере происходил хаос, от которого никто не выигрывал. Некий мерчандайзер приходил и выкладывал товар на полке, за ним приходил следующий и делал выкладку по-своему, смещая товары, как ему удобно. Вечером выходил менеджер магазина, брался за голову и переставлял все по стандартам сети. У нас есть свой стандарт, который не учитывает интересы отдельного бренда. Мы исходим из того, что весь товар в магазине должен продаваться. 

— Какой подход к модели мерчандайзинга?

— Мерчандайзинг поставщика — это более узкая отрасль, которая относится к его торговым маркам. Мерчандайзинг ритейлера включает в себя визуализацию витрины, установку света, расстановку стеллажей и управление запасами. В среднем супермаркете около 250 поставщиков, у каждого из которых в стандартах указано, что продукция должна стоять либо на уровне глаз покупателя, либо на «золотой полке», или же рядом с брендом «номер один». Но пространство супермаркета не позволяет всех поставить на золотую полку. Для того чтобы управлять этим процессом, мы и создали свой отдел мерчандайзинга. Мы сделали единые стандарты. Наше главное правило расположения товаров на полке — «от дешевого к дорогому».

— Сколько вы уже работаете по этой системе?

— С июня 2016 года. За это время смогли отработать все процессы и получить желаемый результат. Сейчас в нашем отделе работает 75 человек. Все они прошли обучение, мы создали специальное программное обеспечение — портал для поставщиков, с помощью которого оптимизировали процесс выкладки. Все процессы теперь делают наши менеджеры, а поставщики с помощью ИТ-технологий могут видеть конечный результат — фото полок и данные по фактическим ценам и остаткам. Таким образом цепочка обратной связи и принятия решения значительно сокращается. Мы хотели достичь взаимодействия, работать в одном поле, в интересах нашего покупателя, и мы этого добились.

— Как работает ваш портал для поставщиков?

— Программное обеспечение по мерчандайзингу интегрировано в программное обеспечение нашей сети. Мерчандайзер в своем модуле может видеть фактические остатки товаров, цены, проведение промомероприятий. После того как мерчандайзер выполнил свою работу, он загружает фото расставленных товаров с помощью планшета, и они сразу же становятся доступны поставщику. Такая возможность есть на всех наших торговых площадках.

— Все ли ваши поставщики согласились на ваши условия?

— Это условие мы прописываем в договорах работы с поставщиками. На сегодня все поставщики работают с нашими мерчандайзерами. Иначе мы не видим смысла ведения бизнеса. К нашему порталу для поставщиков с информацией о документообороте теперь добавилась информация о мерчандайзинге. Поставщик видит в режиме реального времени, на какой полке стоит товар, наличие товара по каждому магазину, цену товара, участвует ли товар в акции, и может задать вопрос мерчандайзеру, который находится в конкретном магазине.

— Вы говорили, что до запуска в какой-то мере даже происходили конфликты. Сейчас вам удалось их избежать?

— Менеджеры не придерживаются требований поставщиков, а придерживаются политики выкладки сети, согласно нашим стандартам. Все поставщики это приняли, и они понимают, что видят реальную выкладку товара. 

— Все ли вы достигли из запланированного?

— Товарооборот растет, хотя это заслуга не только нашего отдела, но и всей сети. 

— Когда вы принимали решение, вы видели, что уже кто-то использует подобную модель?

— В таком формате это уникальное решение. В Украине нет продуктовых ритейлеров, где мерчандайзер сети обменивается информацией напрямую с поставщиком.

— Поставщики не отказывались от сотрудничества?

— Были такие «консерваторы», которые говорили, что «и так хорошо». Мы проводили переговоры, встречи, объяснили, в чем их выгоды. Весь процесс по организации мы берем на себя, вкладывая свои средства. А в 2017 году было принято решение, что это обязательное условие для работы в сети. И никто из поставщиков не отказался.

/Холдинг Retail Group управляет торговыми сетями «Велмарт», «Велика Кишеня», «ВК SELECT», «ВК Експрес» в Украине, а также сетью супермаркетов Green Hills Market в Молдове, общей площадью 348 000 кв. м. Общий товарооборот торговых сетей компании в 2016 году составил 8,7 млрд грн. В холдинге работает около 7000 человек по Украине и в Молдове. К активам компании относятся и 7 торгово-развлекательных центров «Екватор» общей площадью 117 000 кв. м./

Автор: Александр Шокун

 

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.