Крупный ритейл выдержал кибератаку: вирус не смог заблокировать работу сетей

27.06.2017
6508

Facebook

27 июня украинские компании, в том числе торговые сети и e-commerce, подверглись хакерской атаке. На работе крупных сетей последствия заражения вирусом практически не отразились, некоторые из них отмечают сложности в работе программы лояльности. Основная проблема связана с блокировкой вирусом бизнес-процессов управляющих компаний через внутреннюю сеть. Сложности возникнут у интернет-покупателей из-за проблем при заказах онлайн, с доставкой и отправкой

Вирус блокирует рабочие компьютеры и не дает возможности открывать файлы на рабочем столе. Есть несколько разновидностей: одни блокируют на сетевых дисках всю информацию и не дают ее использовать, другие после того, как пользователь ввел логин, выдают текст с требованием внести $300 либо пополнить счет на 300 биткоинов, третьи после перезагрузки показывают уведомление о том, что данных на серверном диске нет.

«В разных компаниях по-разному проявляется действие вируса. В одной компании кто-то поймал вирус через банкинг, кто-то из рассылки. За полчаса накрыло все по сетке», — говорит руководитель онлайн-продвижения одной из розничных сетей.

В результате кибератаки заблокирована работа онлайн-банкинга многих банков, бухгалтерских и налоговых программ, таких как «1С» или «МеДок». Именно через них вирус поражал внутренние системы компании.

Розница большинства ритейлеров работает

Торговые точки работают, но в автономном режиме. В пресс-службе Varus ответили, что в работе супермаркетов практически нет никаких изменений: и терминалы и кассы работают в обычном режиме.

«Вышли из строя некоторые компьютеры управляющей структуры, но магазины работают», — отмечают в «ВолВест Груп» (сеть «Наш Край»).

Директор по маркетингу сети PROSTOR Надежда Фомина рассказывает, что в компании выключили все серверы в два часа дня. «Магазины работают и в офлайновом режиме. Данные по ним мы получим ночью на общий сервер. Обмена данными с магазинами сейчас нет, но мы решим этот вопрос в течение суток», — говорит она.

Подтверждение бесперебойной работы сети Retailers получил от «Цитруса», PROSTOR, Novus, Varus.

Пресс-служба Fozzy Group сообщила, что по состоянию на 17:00 магазины «Сільпо», Le silpo, сеть «Фора», Thrash! и гипермаркеты Fozzy не пострадали от последствий кибератаки и работают в штатном режиме. «Всі платежі приймаються, платіжні картки функціонують коректно», — говорится в сообщении.

Из сообщения Good Wine в соцсетях стало известно о сбое в работе розничных точек сети. «В данный момент магазины Good Wine (Мечникова, ЦУМ и Оболонь) не работают. В ближайшее время уведомим вас, когда появится возможность осуществления покупок», — сообщает подписчикам группа Good Wine в Facebook.

В соцсетях распространяют информацию о том, что не работает супермаркет харьковской сети «Рост».

В Varus о работе магазинов компания уведомила также через соцсети, но отметила невозможность воспользоваться программой лояльности. «Единственная проблема сейчас — бонусные карты, которые не сканируются», — отмечают и в «ВолВест Груп».

«Мне пришла рассылка от многих украинских сетей в Viber, что у них тоже проблемы, в том числе от «Метро», «Караван», — говорит руководитель по связям с общественностью другой торговой сети.

С получением онлайн-заказов придется подождать

Руководитель продвижения интернет-магазина одной из сетей отмечает, что розница в большей степени автономна, проблемы наблюдаются в работе сети офиса. «Некоторые ритейлеры имеют одну общую сеть, в том числе и на розницу, с единой базой данных, например в «1С». У кого была единая сеть, легло все», — утверждает он.

Звонки в кол-центр, которые сотрудники принимали через «1С», обрабатываться не будут. Оператор сможет отвечать, используя другие программы. Однако все эти процессы требуют перенастройки. «Последствия вируса могут сильно навредить работе компании в зависимости от того, как настроена инфраструктура внутри нее», — добавляет топ-менеджер.

Источники e-commerce сообщили о том, что серьезно пострадал бизнес интернет-магазина ModnaKasta.

В «Фокстроте» предупредили о сложностях в работе интернет-магазина. COMFY также разместила объявление в группе в Facebook «Шановні клієнти! У зв'язку з масовими кібератаками просимо із розумінням поставитись до сповільненого обслуговування у мережі магазинів та складнощів з обробкою замовлень в інтернет-магазині comfy.ua. Всі запити будуть оброблені, як тільки ситуація стабілізується. Ми робимо все можливе для скорішого поновлення роботи».

Е-сommerce директор в Citrus.ua Вячеслав Волоха сообщил, что в «Цитрусе» «почти» все хорошо. «Нам можно дозвониться, у нас можно оформить заказ и в наших магазинах можно получить товар. А забрать онлайн-заказ покупатели смогут сразу же, как только заработают службы доставок, у которых наблюдаются сбои в работе системы», — отметил он.

«Нова пошта», которая сегодня подверглась атаке, около 17:00 уведомила, что возобновила работу отделений, личного кабинета, сайта компании и системы API. «IT-команда працює в посиленому режимі, аби забезпечити повноцінну роботу інформаційних систем у нашій мережі. Заявки на забір відправлень з адреси рекомендуємо оформлювати через Особистий кабінет», — говорится в сообщении. До этого в компании пообещали, что клиентам не придется платить за хранение посылок.

Менеджер одного из интернет-магазинов говорит, что посылки принимают на отправку. «В отделениях не работают компьютеры, поэтому работники могут принимать только оформленные посылки и только те, которые оплачивает получатель», — добавляет он.

Автор: Дарья Златьева

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.