Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Poster: Объем рынка Украины по доставке готовой еды из ресторанов превышает $220 млн в год
FoodRussia.net
Во всем мире сегмент e-commerce стремительно эволюционирует на протяжении последних десяти лет. Даже в условиях финансовой нестабильности и кризиса интерес к доставке еды на дом у украинцев только усилился. Об этом рассказывают эксперты компании по автоматизации кафе, ресторанов и магазинов POSTER и участники рынка
Еще 10–15 лет назад сайт ресторана или кафе был скорее модной фишкой, нежели инструментом маркетинга. Максимум, что можно было сделать на сайте, — это посмотреть меню, узнать точный адрес ресторана и, возможно, уровень цен. Нередко рестораторы годами не обновляли меню на своих сайтах. Позже, с бумом на доставку еды домой, где первопроходцами стала пицца, а позже суши, даже рестораны достаточно высокой ценовой категории задумались о дополнительных сервисах — возможно, не столько для получения дополнительной прибыли, сколько для поддержания лояльности существующих клиентов.
По данным экспертов, популярность заказа готовой еды растет с каждым годом и уже сейчас эта категория входит в топ-15 товаров, которые покупают в интернете.
«Готовую еду покупают 16% пользователей украинского интернета. Но все же именно эта категория попала и в топ-5 товаров, которые пользователи хотят, но не имеют возможности покупать в интернете. Так, около 13% пользователей хотели бы заказывать еду на дом, но не имеют такой возможности. Скорее всего, это связано с тем, что в регионах сервис доставки готовой еды еще крайне неразвит и уровень дохода населения ниже, чем в миллионниках, — говорит Ирина Холод, руководитель проекта Ukrainian E-commerce Expert. — Это подтверждает и список наиболее популярных ресурсов для заказа готовой еды, включающий в основном большие сетевые рестораны, которые хорошо представлены в регионах. Согласно данным GfK (исследование Online Shopping 2016), самым популярным сайтом для заказа готовой еды является Mafia.ua, с небольшим отрывом отстают Susiya.ua и Dominos.ua. Но есть в этом списке и сюрприз — OLX.ua».
Согласны с такими выводами и аналитики POSTER. «В Украине приблизительно 60% населения пользуются интернетом — это более 25 млн человек. Около 15–16% заказывают еду в интернете — соответственно, покупатели готовой еды — около 4 млн украинцев, — анализирует данные Родион Ерошек, соучредитель компании по автоматизации кафе, ресторанов и магазинов POSTER. — Рынок заказов еды через интернет из ресторанов и служб доставки можно оценить примерно в $230 млн в год».
Заказывают готовую еду в интернете преимущественно молодые люди до 35 лет с достаточно высоким уровнем доходов — более 10 000 грн. Это также связано с тем, что люди, имеющие семьи, и старшее поколение привыкли готовить еду дома.
По данным компании «Ресторанный консалтинг», сегодня в Украине через интернет торгуют в среднем 5–8% заведений по всей стране (около 1 100–1 500 заведений), причем они в основном сконцентрированы в крупных городах (в Киеве это около 15% всех заведений, т. е. около 250 ресторанов).
Что чаще всего заказывают украинцы на дом? Традиционно — пиццу, самый удобный для доставки продукт, суши, тайскую/китайскую кухню (в основном лапша в коробочках), сладости (торты, пирожные). Ну и блюда из ресторанов: первое, второе, третье и компот. «Кроме того, пользуется определенным направленным спросом доставка блюд-специалитетов из ресторанов и интернет-магазинов: пироги, бургеры, кебабы/шаурма, шашлык», — говорит Ольга Насонова, генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг».
Происходит и эволюция способа заказа еды на дом. Так, два-три года назад украинцы, заказывая еду на дом, чаще звонили в ресторан по телефону, нежели пользовались сайтом или мобильным приложением. На сегодняшний день, по данным POSTER, выбирая, заказать еду через сайт, кол-центр или мобильное приложение, 65% украинцев пользуются сайтом, на долю кол-центра приходится около 15% заявок.
Интерес и удобство явно смещаются в пользу сайтов, а в будущем — мобильных приложений.
Широкое развитие получили и мультисервисы доставки еды, которые работают с рестораторами за комиссию, обеспечивая им более-менее стабильный приток заказчиков. Впрочем, уже сегодня рестораторы понимают: чем платить комиссию посредникам, лучше разрабатывать собственные приложения или пользоваться готовыми онлайн-сервисами.
«Если ресторан работает с концентратором, таким как eda.ua, и у него нет таких ходовых позиций, как пицца, доставка для него — случайное явление, приносящее не более 1% от оборота. Если у ресторана есть своя служба и есть востребованные позиции (пицца, суши, лапша), прибыль от доставки составит 30–40% и даже больше. Например, «Доминос пицца», основной заработок которого именно на доставке, кафе «Иль Молино», где в некоторых районах прибыль от доставки соизмерима с прибылью стационарного ресторана», — рассказывает Ольга Насонова.
Больше онлайна
По собственным данным POSTER, за последние 12 месяцев спрос на заказ еды на дом вырос более чем на 35%. Подтверждает эти данные и аналитика «Яндекс.Украина». Так, в 2017 году более 16 000 украинцев в месяц ищут в интернете «доставку еды». Для сравнения, в 2016 году частота этого запроса была на уровне 10 000–11 000 в месяц, в 2015 году — всего лишь около 6 500 запросов в Украине в месяц. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что «Яндекс.Украина» занимает около 30% рынка поискового трафика в Украине.
«На популяризацию доставки еды на дом влияет множество разных факторов — и экономические и психологические. В условиях, когда украинцам приходится больше работать и перерабатывать, чтобы обеспечить привычный уровень жизни, они хотят экономить время на приготовлении еды. Во-вторых, несмотря на все же сложное положение, многие хотят себя побаловать и доставить себе удовольствие — съесть любимую ресторанную еду, но дешевле и дома», — говорит Родион Ерошек.
Максимально быстрые продажи через онлайн — это еще один тренд, который активно поддерживают системы автоматизации бизнеса.
«Еще в прошлом году мы прогнозировали, что, несмотря на кризисные явления, в горизонте 2–3 лет рынок сетевых и несетевых кофеен и ресторанов может вырасти приблизительно на 20–30% (это докризисные показатели роста рынка) и большинство этих заведений будут работать в том числе в формате онлайн-заказа. На данный момент до 20% объема всех продаж ресторана приходится на онлайн, но в будущем этот показатель может дойти и до 50%, я не имею в виду здесь службы доставки без офлайн-заведений, — вспоминает прошлогодний прогноз Родион Ерошек. — Спустя год мы только убеждаемся в правильности этого тренда».
У рестораторов и владельцев кафе есть выбор — разрабатывать и наполнять сайт самостоятельно, нанимать для этого человека в техподдержку сайта, писать мобильные приложения или воспользоваться готовыми решениями.
«Рестораны все чаще задумываются о службах доставки на дом, это возможность расширить объемы продаж для местного ресторана до городских масштабов. В целом подключение онлайн-сервиса доставки еды на дом и создание мобильного приложения могут дать заведению от 5 до 40% дополнительных продаж», — резюмирует Родион Ерошек из POSTER.