Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Ярослав Романчук: «Украинские правила ведения бизнеса в Польше не работают»
Pravo.ua
Польша — ближайший сосед Украины в Европейском Союзе, поэтому многие предприниматели рассматривают ее как площадку для выхода на европейский рынок. Около 20% компаний, которые в 2015–2016 годах предприняли попытку выхода в Польшу, прекратили свою деятельность. Они столкнулись с новыми для себя правилами ведения бизнеса, не просчитали риски и не подготовили свой продукт. Президент Ассоциации украинского бизнеса в Польше Ярослав Романчук рассказал, что украинский бизнес не сдается и продолжает попытки освоить этот рынок. Польские власти не мешают развиваться бизнесу, в стране практически отсутствует коррупция, выше покупательная способность и у предпринимателей есть возможность воспользоваться недорогими кредитами. Ярослав Романчук расскажет о том, как украинцы привлекают инвестиции для старта, на первой в Украине международной выставке индустрии ритейла и девелопмента Retail & Development business EXPO – 2017, где будет модерировать сессию «Украинский start up. Источники инвестиций»
— Когда была создана Ассоциация украинского бизнеса в Польше и чем она занимается?
— Я собственник и управляющий партнер Международного правового центра EUCON и президент Ассоциации украинского бизнеса в Польше. Мы тесно сотрудничаем с отделом содействия инвестициям и торговле Посольства Республики Польши в Украине, Министерством развития Польши.
Польские власти очень хорошо относятся к бизнесу. Бизнес стоит в центре — начиная от верхних эшелонов власти и заканчивая нижними, потому что для страны это появление новых рабочих мест, поступление налогов в бюджет. В Польше практически отсутствует коррупция. Кроме того, польские власти отлично относятся к объединениям бизнеса. У них есть 150 торгово-промышленных палат, которые объединяют всего-навсего 15% бизнеса в Польше, а основными объединениями бизнеса являются Федерации работодателей.
В конце 2013 года мы решили помогать украинским компаниям выходить на европейский рынок. Тогда фактически закрылся российский рынок, и украинским поставщикам пришлось диверсифицировать свои поставки и срочно искать новый рынок сбыта. Большинство компаний не было готово к этому.
Мы начали проводить мероприятия в Польше и Украине, организовывали практические семинары, где разъясняли украинским предпринимателям тонкости выхода на европейский рынок.
В конце 2015 года при поддержке Посольства Украины в Польше создали Ассоциацию украинского бизнеса в Польше. На сегодня количество членов Ассоциации достигло 48 и продолжает увеличиваться. 95% членов ассоциации — это представительства украинских производителей, украинских экспортёров. Ассоциация не предоставляет платных услуг, мы являемся коммуникационной площадкой для обмена информацией, защищаем права и интересы украинского бизнеса в Польше и лоббируем интересы украинского бизнеса перед польскими властями.
— Насколько сложно зарегистрировать компанию в Польше?
— Одним из способов продвижения своей продукции на зарубежные рынки является создание либо представительства, либо юридического лица. Могу привести пример одного из производителей подсолнечного масла, у которого плохо шли продажи за рубеж — компания продавала крупным оптом с небольшой маржой. Создав в Польше свой торговый дом, они смогли продавать более мелкими партиями, потом открыли склад — и тем самым увеличили свою маржу.
Компании регистрируются в Польше для того, чтобы выйти на европейский рынок. Есть три причины зарегистрировать юридическое лицо в Польше: чтобы быть ближе к своим поставщикам, диверсифицировать риски и получить доступ к финансовым инструментам, которые есть в стране.
Ставка рефинансирования в Польше составляет всего 1,5%. Кредиты очень дешевые, работают различные лизинговые программы и другие инструменты.
У поляков выше покупательная способность: средняя зарплата в Польше EUR900–1000, и тут не приходится даже сравнивать с Украиной.
Регистрироваться просто, но вести бизнес нужно иначе
— Кто больше заинтересован — украинские компании в польском рынке или польские предприниматели в украинском рынке?
— В связи с ситуаций в нашей стране польские, да и не только польские компании приостановили инвестиционные программы в Украине. Мы не привели ни одного нового инвестора, за исключением компании оборонного сектора «Любава», которая планирует создать совместное предприятие с «Укроборонпромом». Но и об этом уже два года идут только разговоры. Но я ожидаю, что 2017 год будет более активным, начнутся реальные инвестиции. Если все будет нормально, то можно ожидать результатов к концу этого года.
Украинский бизнес в 2014–2016-м выходил в Польшу больше «эмоционально», не будучи готовым до конца. А сейчас мы видим более осознанные выходы компаний, которые просчитывают все шаги. 35–40% компаний из тех, которые выходили в 2015–2016, работают нормально. Еще 35–40% работают нестабильно, но работают. А 15–20% не заработали вообще.
Тут нельзя обвинять компании, тут много аспектов, которые не сложились: непонимание рынка, отсутствие просчетов, просто были не готовы. Когда европейский бизнес выходит в Украину, основная проблема — адаптировать бизнес-модель к правилам ведения бизнеса в Украине. Но намного сложнее убедить собственника украинского бизнеса, что нельзя переносить правила ведения бизнеса в Украине за рубеж, поскольку они там не работают. К сожалению, у нас не работает право, вся страна договаривается, а в Польше все наоборот — там работает право.
— Каким требованиям должен отвечать предприниматель, чтобы зайти в Польшу?
— Польское законодательство позволяет любому резиденту Украины быть учредителем и управлять любой компанией без каких-либо разрешений на работу. Минимальное требование к уставному фонду — 5 000 злотых. Кроме выезда в страну для оформления документов можно использовать телекоммуникационные возможности — онлайн-регистрацию. И чтобы выйти на польский рынок, для предпринимателя не существует никаких преград. Можно использовать виртуальный адрес и не нужно иметь полноценный офис. Мы в помощь бизнесу открыли с 1 марта новый офис и даже создали небольшой украинский бизнес-центр и коворкинг.
— Сколько времени занимает регистрации компании в Польше?
— Если это онлайн-регистрация, то от 24 до 72 часов. Если в форме нотариального акта, то от 2 до 4 недель.
— С какими сложностями сталкивались предприниматели при выходе на рынок Польши?
— Первая проблема в том, что предприниматели переносят правила бизнеса, по которым работают в Украине. Вторая состоит в том, что бизнесменам пытаются помочь при выходе на западноевропейские рынки люди, у которых нет для этого ни знаний, ни достаточного опыта и образования. И это проблема, потому что наш бизнес, который воспользовался такими услугами, сталкивается с определенными сложностями в будущем.
Очень многие относятся к польской регистрации, как к офшорной компании. Но это не офшор, это нормальная юрисдикция. И те, кто воспользовался дешевыми вариантами регистраций, не получили всю информацию и юридическое сопровождение в дальнейшем. Самое малое, что можно сделать, — это зарегистрировать компанию. Но нужно и бухгалтерское, юридическое обслуживание, сопровождение при доступе к финансовым инструментам этой страны.
— То есть все-таки нужно и физическое присутствие предпринимателя там?
— Невозможно, чтобы компания работала в Польше, не будучи там физически. Это одно из основных условий. А будет ли это собственник бизнеса или его представитель — разницы нет.
Мы в равных условиях с поляками, главное — понять рынок
— Какие продукты наиболее интересны на польском рынке? Как они относятся к нашему качеству?
— Во-первых, это продукт питания, аграрный комплекс — они пользуются большим спросом, потому что они более качественные с точки зрения натуральности. Но сложность состоит в том, что мы не умеем преподнести и продать свои товары.
Кроме того, украинские производители аграрной и пищевой промышленности ищут прямые выходы на торговые сети. Но они тратят время даром: сети в Польше не работают напрямую с производителями. В Польше есть центры, которые сами по себе крупнее сетей, которые и занимаются скупкой продукции и осуществляют поставки на сети. Большинство сетей в Польше — это иностранные компании. А наши тратят время на то, чтобы выйти на представителей ритейла, и это не работает. И это как раз то, что называется непонимание рынка.
— Есть ли проблема с таможней?
— С польской стороны нет проблемы с растаможиванием грузов и получением возвратного НДС. В течение 30–60 дней ты получаешь возврат по НДС. В Украине проблемы известны.
— Насколько государство заинтересовано в иностранных компаниях — есть ли какая-либо помощь на государственном уровне?
— Государство работает на бизнес, и нет разницы, из какой он страны. В первую очередь они, конечно, защищают своих производителей. Но создание компании в этой юрисдикции ставит нашу компанию наравне с польскими предпринимателями. Не имеет значения, кто является учредителем, главное, что это польское юридическое лицо.
— С сертификацией товаров возникают вопросы?
— Очень многие заблуждаются, когда думают, что нужно получать сертификат на продукцию. Нет, нужно сертифицировать производство. В Польше требуется минимальное лицензирование, и относительно сертификаций проблем не возникает. Мы много этим занимаемся, здесь главное — правильно подготовленные документы. И повторюсь, отсутствует коррупция.
— Какая разница в налогообложении стран?
— В Польше НДС составляет 23%, налог на прибыль — 19%. Начисление на фонд оплаты труда – около 54%. Но бизнес получает стабильный рынок и доступ к дешевым финансовым инструментам. Это дает возможность быть уверенным в том, что то, что ты заработал, не съест инфляция, или ты не потратишься на коррупционную составляющую. Самые ходовые кредиты предоставляются под 2,5–4%. Все предлагают деньги — под что нужно, под то и получаешь. Кроме того, хорошо развита лизинговая программа. Наш бизнес уже научился в этом направлении работать: купил там оборудование в лизинг и передал сюда в сублизинг.
Президент Ассоциации украинского бизнеса в Польше Ярослав Романчук будет модератором одной из сессий на Retail & Development business EXPO – 2017, которая пройдет 6–7 апреля в Киеве. Для читателей Retail Community действует скидка 10% на входной билет на RDBE. Чтобы ее получить, в разделе «купить билет» введите промокод RC10.
Автор: Дарья Златьева