Открываем новые рынки: правила работы с зарубежной компанией от юридической фирмы ILF

21.03.2017
3247
 

В условиях глобализации украинские компании развивают партнерство с иностранными контрагентами: импортируют сырье для собственного производства, экспортируют готовую продукцию, создают производство за границей и выходят на зарубежные рынки со своей торговой маркой. На новых рынках действуют свои правила ведения бизнеса. Эксперты юридической фирмы ILF рассказали о первых шагах по выходу на новые рынки

Стартовая, самая важная точка доступа на внешний рынок для украинской компании — это контракт, но зачастую одного лишь контракта недостаточно.

«Украина характеризуется валютными колебаниями, нестабильной банковской системой, поэтому экспортерам особенно интересно иметь свою компанию за рубежом. Это позволит хранить средства на валютных счетах за границей, защитить прибыль бизнеса от валютных колебаний, упростить расчеты с зарубежными партнерами. Кроме этого, иностранная структура просто необходима, если есть цель получить финансирование за рубежом», — подчеркивает Артем Наумов, ассоциированный партнер ILF.

Зарубежные структуры предоставляют много возможностей. Такую структуру можно создать как дистрибьюторскую компанию, которая выполняет техническую функцию (представляет вас в работе с зарубежными партнерами, позволяет продавать на иностранных рынках, иметь счет за границей), а можно в виде полноценной собственной структуры со своим сейлзом, офисом, которая будет заниматься продажами, привлекать финансирование и формировать международный бренд.

Традиционно, создавая свою компанию, бизнесмены обращали внимание на такие факторы: налог на прибыль, престижность страны, номинальные сервисы (можете ли вы не ставить своего директора, а поставить там номинала), DTT (Double Taxation Treaty — что можно сэкономить при выплате из одной страны в другую, то есть соглашения между государствами).

Сейчас ситуация изменилась. Очень остро стоят вопросы возможности открытия счета в банке и вывода средств.

«Даже если в стране лояльный налог на прибыль — например, 10%, — но при этом вы не можете все отнести на расходы или страна достаточно пристально смотрит на операции с офшорами (как, например, происходит в Литве и Латвии), может быть намного выгоднее работать со страной, где ставка корпоративного налога 20%, но налоговые органы лояльны к операциям с офшорами (пример — Великобритания). Ведь возможность выплат на офшоры и уменьшение налоговой базы до 2% при налоге 20% — это намного выгоднее, чем налог 10%, когда уменьшить базу нельзя», — поясняет Артем Наумов.

Как работали раньше? Есть субъекты — украинская компания, зарубежная компания и заказчик. Заходило на офшор $100, $25 из них оставалось у зарубежной компании, $24 уводили на офшор и $1 — для налога. В Украине покрывалась себестоимость и показывалась минимальная прибыль. В итоге $24 оставались на счету за рубежом и вне налогообложения.

Ключевыми факторами при выборе юрисдикции являются:

  • возможность работы с офшорами, КИК (контролируемые иностранные компании). Все выплаты, которые бизнес осуществляет на свою контролируемую компанию, могут рассматриваться как выплата самим себе дивидендов. Соответственно, нужно будет платить налоги, а не ставить на расходы. В Украине такого пока нет, но во всем мире это тенденция, и к этому нужно быть готовым;
  • налоги на пассивные операции, тонкая капитализация — если бизнес дает заем себе в Украину или в рамках двух своих структур за рубежом, могут быть налоги при выплате дивидендов;
  • налог у источника — если бизнес выплачивает на офшор, может сниматься процент;
  • специальные режимы (IP-Box);
  • требования к присутствию — если бизнес хочет использовать DTT, часто требуется наличие собственного офиса и сейлза, чтобы обосновать свое присутствие и право использовать налоговый режим конкретной страны.

В мире происходят изменения, которые приводят к ограничениям в работе международных компаний.

BEPS — это 15 шагов во всем мире, в рамках которых страны борются с размыванием налогооблагаемой базы. Украина пока не слишком активна во внедрении и согласилась только на первые базовые шаги BEPS.

Глобальная идея BEPS заключается в том, что страны с высокими налогами не хотят свободно конкурировать на налоговом рынке и предлагать меньшую налоговую нагрузку. Они просто хотят обязать всех платить налоги в той стране, где компания зарабатывают деньги.

Для того чтобы избежать такой ситуации, создают существенное присутствие. Аренды номинального адреса уже недостаточно. Если в стране появляются свой сейлз, офис, есть сайт в правильном домене с местными телефонами, сервисы для клиентов, то проблема устраняется. Как вариант — услуга Flexy desk в Арабских Эмиратах: вы арендуете рабочее место, которое подходит по всем этим требованиям.

При разработке стратегии на будущее важно учитывать и Common Reporting Standards — идею автоматического обмена информацией. Примеры: CRS в Европе, FATCA в США. Если собственник бизнеса обратится в украинский банк и заявит, что у его компании есть связь с США, то он обязан будет заполнить отдельную анкету, в которой должен указать контакты резидента США. Все банки мира обязаны подавать информацию по установленной форме обо всем, что связано с гражданами США. Банк, который не подает информацию, подпадает под штрафы.

Европа в свою очередь с 01.09.2017 внедряет схожую модель — CRS. Как бы это работало, объясняет Наумов: «Например, я, как гражданин Украины, обращаюсь в банк на Кипре с просьбой открыть счет. Банк Кипра направляет информацию об этом в налоговую Кипра. Налоговая Кипра в рамках автоматического обмена уведомляет украинскую налоговую о том, что гражданин Украины открывает счет. Это не значит, что я что-то нарушил и что у украинской налоговой ко мне будут вопросы. Но информация об открытии мною счета в Украину попадет».

Две недели назад НБУ существенно упростил вопросы лицензирования инвестирования за рубеж — для иностранной компании лицензия не нужна, за исключением случаев вывода денег из Украины; появилась возможность легально и без лицензии открыть счет за рубежом.

Как дальше работать с этими тенденциями?

Это не значит, что не нужно использовать зарубежные структуры, наоборот, — можно, но теперь важно изначально логически встраивать зарубежные структуры в модель своего бизнеса. Нельзя, как раньше, создать любую зарубежную компанию и «прогонять через нее деньги». Теперь важно изначально понимать бизнес-цель этой компании, под эту цель выбирать юрисдикцию и иметь возможность пояснить экономическую суть операций с этой компанией.

«Для минимизации репутационных и финансовых рисков модель сотрудничества украинской компании с иностранным контрагентом (дистрибьюторской фирмой, иностранной компанией в собственной структуре бизнеса и др.) должна быть понятной, иметь экономическую цель и быть связанной с бизнесом», — подытожил Артем Наумов.

Записала Дарья Златьева

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.