Продажи смартфонов растут, но не за счет онлайн-канала

07.11.2016
4347

Виктор Белоусов, на фото - магазин Foxtrot

Несмотря на рост рынка онлайн-покупок, некоторые сегменты, даже такие активно растущие, как смартфоны, потребители охотнее покупают офлайн. В условиях отсутствия ценовой конкуренции украинцам удобнее покупать в физических магазинах, где продавцы предоставят им возможность протестировать технику и «пощупать» товар. Офлайн-канал до сих пор остается ведущим в продажах техники и электроники

Сегмент смартфонов — одна из самых динамично растущих категорий на рынке электроники, его продажи растут как в офлайне, так и в онлайне. По данным GfK, которые озвучил заместитель руководителя отдела панельного аудита рынка бытовой техники и электроники GfK Андрей Осадчий на конференции eCommerce, за январь-август 2016 года объем рынка техники и электроники вырос на 14%.Телеком-категория приросла на 40%. 

Но в онлайне категория смартфонов растет медленнее, чем в офлайне. По мнению Осадчего, это произошло из-за того что офлайн- и онлайн-цены примерно сравнялись (разница составляет менее 5%), что упростило покупателю покупку в физическом магазине.

По словам маркетинг-директора сети мобильных гаджетов «ЖЖук» Владимира Полищука, у украинского покупателя до сих пор работает много «стопов» в онлайн-покупках. Покупатель не уверен в качестве товара, ему не нравится необходимость быстрого принятия решения в момент получения заказа в отделении почты, отсутствие консультации — он все-таки больше доверяет людям. И, что очень важно для сегмента смартфонов, в физическом магазине есть возможность подержать товар в руках. «В интернете нельзя уже найти дешевле, если речь о серьезных брендах», — говорит Полищук.

В сети «ЖЖук» сегмент смартфонов прирос на 108% за 9 месяцев 2016 года по сравнению с этим же периодом в 2015-м. Рост категории в сети происходит за счет активного развития физической розницы, прирост в онлайн-канале незначителен.

Коммерческий директор сети «Фокстрот» Татьяна Моисеенко отмечает, что за год продажи категории смартфонов выросли на 20% в натуральных показателях и почти на 50% в деньгах. Но при этом структура продаж (онлайн и офлайн) в Украине за год практически не изменилась и составляет ориентировочно 16 и 84% соответственно, по данным GfK.

«Онлайн становится важнейшим каналом для поиска и покупки товаров. Тем не менее украинские покупатели изучают цены в интернете, но чаще совершают покупки в «кирпичных» магазинах, и за год динамика не изменилась. В первую очередь это обусловлено тем, что покупатель хочет получить собственный опыт использования техники перед покупкой», — отмечает Моисеенко. По данным компании, покупатели для принятия решения о покупке используют интернет в 69% случаях.

Виктория Глущенко, руководитель направления «Телеком» сети COMFY, говорит о том, что доля продаж смартфонов онлайн в 2015 году была на уровне 14% в натуральных единицах, и в 2016-м структура продаж по каналам не изменилась. «Динамика увеличения категории «Смартфоны» в офлайн и онлайн в данный момент одинаковая. Прирост за период июль-сентябрь 2016-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 30% (в штуках) во всех каналах», — добавляет Глущенко.

Часть экспертов утверждают, что границы офлайна и онлайна стираются.

Маркетинг-директор группы компаний «АЛЛО» Евгений Резуев говорит, что с каждым годом все сложнее проводить черту между онлайном и офлайном. «К примеру, мы значимо переместили бюджеты на привлечение в онлайн в 2016 году по сравнению с 2015-м, и тем не менее имеем рост продаж и доли в офлайне в том числе. Если говорить о пропорциях — они сохраняются в пределах 20% для онлайна. Но при этом мы видим значимый прирост КиК — когда клиенты заказывают через сайт, а забирают в ближайшем удобном для них магазине «Алло» — с дополнительными консультациями и сервисом», — рассказывает Резуев.

Директор по маркетингу MOYO Максим Колесников отмечает, что активное развитие OMNI-канала последние 1,5 года позволило клиентам совершать заказы в интернете, а оплачивать и забирать их уже через 5 минут в ближайшем магазине.

«Таким образом происходит искажение отчетности. Заказ делается в онлайне, но при этом сама покупка сделана в офлайн-точке, что может искажать динамику продаж по каналам», — говорит он. По словам Колесникова, цены в рознице и интернете в 90% случаев одинаковы, акционные предложения аналогичны. А клиенту удобнее купить смартфон, оценив его плюсы и минусы прямо в магазине, держа его в руках и ознакомившись с ним.

«Если клиент четко определился с моделью смартфона, то он может сделать заказ в интернете с доставкой, сделать заказ в интернете и выкупить свой заказ в ближайшей к нему точке выдачи (магазине) по дороге домой или на работу, купить его в ближайшем к нему магазине. Если он не определился с выбором, то, изучив в интернете характеристики смартфона, он пойдет в магазин для принятия окончательного решения о покупке. Людям чаще важно оценить свой выбор, так сказать, вживую, и если выбор уже сделан, то зачем еще куда-то идти? Он купит товар в магазине. Особенно если цены в интернете и у разных продавцов одинаковы», — рассказывает Колесников.

Из-за отсутствия ценовой конкуренции ритейлерам остается только одно — конкурировать сервисом. Об удобстве покупок в интернет-магазинах можно спорить. Письма, СМС-сообщения, звонки операторов и курьеров часто неудобны. В этой конкурентной борьбе победят компании с налаженными процессами и безупречным сервисом. Для этого придется подтянуться инфраструктурным компаниям — логистическим, платежным и ИТ.

Автор: Дарья Златьева

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.