Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Как работать с возражениями покупателя и завершать продажи — B2B Upgrade by Arricano
26 сентября в Киеве стартовал второй этап бесплатной образовательной программы для арендаторов B2B Upgrade by Arricano. В ходе программы ведущие бизнес-тренеры проводят мастер-классы на разные темы для арендаторов торговых центров. Бизнес-тренер, эксперт по продажам Наталья Галицкая рассказала, как работать с покупателями в зависимости от психотипа, как работать с их возражениями и закрывать продажи
68% успеха в продажах зависит от работы продавца. В зависимости от эмоционального психотипа разделяют 4 основных группы клиентов: децидент, энтузиаст, приятель и аналитик.
Децидент — яркий экстраверт, целеустремленный, оперативный, ожидает быстроты реакции продавца, часто знает, чего хочет. Сильными сторонами являются конкретика, быстрые решения, он всегда открыт новинкам, но при этом нетерпелив, часто не учитывает чувства и интересы других людей. Ему все равно, что о нем подумают, он что думает — то и говорит. Это красный тип — для удобства их разделили и по цвету.
Энтузиаст — яркий экстраверт, ориентирован на чувства и отношения, очень общителен. Он положительно настроен, легко коммуницирует. Эти покупатели необычайно разговорчивы (болтун), несконцентрированны, им самим сложно остановиться в разговоре, они отнимают много времени. Желтый тип.
Приятель ориентирован на чувства и потребности других, спокойный и уравновешенный. С ним приятно работать: терпелив, настроен на доверительные отношения, доверяет положительным отзывам других клиентов. Но «приятель» не любит изменений и рисков, очень осторожен по отношению к нововведениям и новинкам, замыкается в стрессовых ситуациях, болезненно воспринимает агрессию и хамство, может задавать много вопросов, которые продавцу кажутся смешными, а ему важны ответы. Приятель — зеленый.
Аналитик ориентирован на точность и порядок, сдержан в эмоциях. Это «конкретный» покупатель — он зачастую хорошо подготовлен к разговору, наиболее тщательно изучает информацию о продукте, который хочет купить. Но, чтобы совершить покупку, ему требуется больше времени на анализ, он перфекционист, может задавать много конкретных вопросов. Аналитик — это синий тип.
Взаимодействовать с каждым из четырех типов клиентов нужно по-разному. Продавцу удобнее и комфортнее общаться с покупателем своего психотипа, но уметь «переключиться» нужно под каждого из них.
Децидент
- Будьте уверены в себе, решительны и конкретны
- Утверждайте его в его власти: «Да, это отличный выбор!»
- Поймите его цель и направляйте к ней
- Не говорите лишнего! Не лейте воду, говорите только по существу
- Право решать оставьте ему
- Не позволяйте себя испугать
- Сохраняйте спокойствие и хладнокровие
- Будьте хорошо профессионально подготовлены
- Не дайте себя «загнобить», контролируйте процесс разговора
- Говорите смело, открыто, с достоинством, но «без наезда»
Энтузиаст
- Будьте открыты, улыбчивы, энергичны
- Начинайте разговор легко
- Держите в своей голове главное, о чем он говорит
- Вовлекайте его в разговор
- Позвольте ему выразить свои идеи
- Налаживайте доверие
- Проверьте, слушает и понимает ли он вас (резюмируйте периодически): «С цветом мы определились, верно?»
- Задавайте закрытые вопросы, то есть такие, ответы на которые предполагают «да» или «нет»
- Смело предлагайте ему новинки
- Расскажите об особых отличиях, исключительности, эксклюзивности товара и о том, что он способен подчеркнуть индивидуальность
- Он хочет быть исключительным в ваших глазах — обеспечьте ему это, только обязательно искренне
Приятель
- Ожидает конкретности, лаконичности
- Спокойно разговаривайте с ним
- Будьте внимательны к деталям услуги, продукта, их отличиям, особенностям
- Будьте убедительны, но ни в коем случае не давите на него
- Улыбайтесь
- Клиенту важно чувствовать себя с вами в безопасности
- Ему нужно время на принятие решения
- Убеждайте его положительными отзывами других клиентов
- Выстраивайте доверие постепенно
- Отвечайте на все его вопросы без раздражения
Аналитик
- Будьте аккуратны в своем виде и действиях
- Называйте конкретные аргументы
- Не уменьшайте слова (сумочка, поясочек, коробочка)
- Будьте оптимистичны, но без фамильярности
- Вам помогут терпение и выдержка
- Информация для него должна быть достоверной
- Держите дистанцию вытянутой руки и немножко дальше
- Делайте акцент на дополнительный сервис, особенно подчеркните все опции, которые включены в стоимость
- Оставайтесь положительным, несмотря на его критику
- Сохраняйте чувство собственного достоинства
Как начать разговор с клиентом и какие фразы будут уместны после приветствия?
Рады вас приветствовать. Я могу вам помочь в выборе? Вы у нас впервые? Чем вы хотите себя порадовать? (Здесь учтите: «аналитик» этого не потерпит, но «желтый» энтузиаст будет в восторге.)
Подбираете что-то конкретное? Ищете куртку/костюм/брюки? (если клиент рассматривает товар). Давайте, я вам помогу?
Продавец должен помнить, что глаголы побуждают к действию. Их обязательно нужно употреблять в обращении и в процессе покупки.
Следите за речью. Необдуманные слова могут испортить все впечатление. Доброжелательное приветственное «Я могу вам ЧЕМ-ТО помочь?» нивелируется неопределенным «чем-то» — в этом случае оно носит негативный оттенок, и юмористы этим обязательно воспользуются: «за ребенком присмотрите», «помогите материально».
Никогда не употребляйте во время продажи уменьшительных существительных: платьице, часики, бусики. Когда продавец вставляет уменьшительные суффиксы в слова, он «прогибается» перед клиентом, чего допускать нельзя.
Клиентов можно разделить также по степени готовности к покупке и в зависимости от этого начинать общение.
Горячий — тип клиента, который точно знает, что ему нужно купить, и зашел в магазин за определенным товаром. Готовность купить его максимальная. Важно быстро и оперативно показать ему товар, который интересует (если он есть в магазине) и обязательно предложить дополнительную продажу.
Чаще клиент сразу сам обращается к продавцу с запросом, например: «Мне нужен костюм», и продавец начинает работать с клиентом:
«Да, конечно, у нас хороший ассортимент (выбор) костюмов из качественных тканей. Давайте, я вам помогу с выбором». И вместе с клиентом направляется к нужному товару.
Теплый — тип клиента, который точно не знает, что ему нужно, пока не определился с выбором. Готовность к покупке невысокая, находится на этапе поиска вариантов. Во многом на него может повлиять профессионализм продавца и нужный ему ассортимент.
Продавец: «Добрый день, я могу вам помочь в выборе?» — и утвердительный кивок головой.
Клиент: «Нет, я сам(-а) посмотрю».
Варианты ответов продавца:
1. «Да, конечно, будет нужна моя помощь, обращайтесь, пожалуйста».
2. «Да, конечно. Тогда вам для ориентира: здесь у нас _____________________, здесь ____________________. Будет нужна моя помощь — обращайтесь».
3. «Обратите внимание, сейчас у нас действует специальное предложение: ________».
Еще варианты фраз:
«Добрый день. Подбираете что-либо конкретное?».
«Подыскиваете куртку?» (если клиент рассматривает конкретный товар).
Используйте в общении невербальные жесты, к примеру, кивок убеждает покупателя быстрее слов. Говорите и кивайте в такт своим словам. Этим часто пользуются политики.
Работа с возражениями
Возражение — это субъективное мнение человека до момента продажи, которое мешает закрыть продажу. Цель работы с ними — сделать так, чтобы клиент самостоятельно изменил свое мнение с помощью новой и дополнительной информации.
Самое сложное возражение — это возражение, к которому у вас отсутствуют убедительные предварительно заготовленные вопросы и аргументы. Ни в коем случае с покупателем нельзя спорить.
Если клиент попросил отложить товар, всегда оговаривайте точное время, потому что у вас с клиентом может быть разное понимание утра, вечера.
Если покупатель затронул вашего конкурента в разговоре, не нужно отзываться о нем плохо — покупатель встанет на его сторону. Вы можете согласиться и продолжить отстаивать преимущества своего товара. «И все же вы там не купили. В чем вы сомневались?» Клиент вам все расскажет.
Если он говорит, что нужно посоветоваться, можно спросить: «Я правильно понимаю, что кроме вас еще кто-то принимает решение?» Нужно подвести к тому, что, возможно, он не любит брать ответственность по принятию решения и хочет переложить ее. Спросите: «А что для вас важно в этом продукте?» Смотрите на него внимательно, слушайте, убеждайте его в правильности решения.
Дожать 100% клиентов нельзя, но попытаться продавец должен. Самое абсурдное из возражений — «Я пересплю с этой мыслью». Отвечаете: «Что-то все-таки вас настораживает. В чем сомневаетесь?»
Возражение: «Что-то у вас дорого».
Кода клиент торгуется, он хочет, чтобы вы отстояли цену товара.
Когда клиент жалуется на дороговизну товара, вы делаете специальный ход - соглашаетесь с клиентом (присоединяетесь к нему), и в то же время приводите свои аругменты.
Присоединение и аргументация:
«Да, стоимость несколько выше, потому что_____________________».
Вы должны уточнить:
1. «На сколько выше стоимость от запланированного бюджета?»
1. «Что еще кроме стоимости важно для вас?»
Аргументируйте — рассказывайте обо всех преимуществах товара.
Люди любят блефовать: «Я видел дешевле». Важно уточнить: такое же видели, такого же качества, узнавали наличие, размеры, есть ли возможность возврата, гарантия, если что-то с качеством, то вопрос решат? Добавьте ценности вашему товару, сервису. К тому же, чем больше вы «вложитесь» в покупку эмоционально, тем более отзывчивым будет покупатель. Тип «приятель», к примеру, будет думать: «Так хорошо девочка со мной поработала. Неудобно не купить». У славян очень сильно развито чувство вины.
Возражение: «Я сомневаюсь, соответствует ли качество заявленному»
В этом случае работает присоединение: «Да, я понимаю».
И тут же уточнение: «А что вызывает сомнения?».
И обязательно аргументируйте.
Закрытие продажи
Продажу всегда нужно «закрыть». Закрытие продажи — это тот самый вопрос продавца, который побуждает покупателя к принятию решения. По статистике, количество результативных продаж вырастает на 30%, если продавец правильно подходит к закрытию продажи.
После аргументации не допускайте паузы ни при каких условиях — всегда начинайте завершать продажу. Завершает продажу всегда продавец. Не нужно ждать этого от клиента. 80% из них не хотят говорить «да».
Вариантов закрыть продажу множество.
-
Прямое предложение купить. Этот способ хорошо использовать, если вы видите, что клиенту все подходит, но он просто тянет паузу. Смело предлагайте:
1. «Ну как, останавливаете свой выбор на этом варианте?» — утвердительный кивок головой и уверенный взгляд в глаза!
2. «Ну как, упаковывать?» — утвердительный кивок головой и уверенный взгляд в глаза!
В этом приеме особенно важно уверенное невербальное поведение. -
Дефицит и поспешность: у вас ограниченное количество продукции по такой стоимости.
«Это последний размер из новой коллекции». -
Повышение стоимости: сегодня вы можете гарантировать эту цену, завтра не факт, рынок меняется. Курс валют колеблется.
«Это стоимость еще предыдущей поставки. Следующий товар уже будет по новой цене». -
Специальные условия покупки: «До 30 сентября специальное предложение на этот продукт».
Эксклюзивность: «Только у нас есть этот продукт». -
Выбор без выбора. Суть приема заключается в том, что вы предлагаете клиенту сделать окончательный выбор между двумя вариантами, тем самым стимулируя его к окончательному решению.
«Так как, останавливаете свой выбор на зеленой сумке или этой синей?».
Усложненный вариант: «Вы останавливаете свой выбор только на рубашке, или все же и галстук возьмете, который отлично к ней подходит?» -
Промежуточные шаги — когда клиент планирует купить два и более продукта. Если вы сразу не можете договориться о продаже всего, что понравилось клиенту:
«Давайте, вы сейчас возьмете эти туфли, так как вы уверены в этой покупке, а сумку я могу отложить для вас до завтра до 12:00. Как вам такой вариант? Договорились?» -
Создание обязательств. Вы предлагаете пробные образцы, курс обучения от компании, поездку на отраслевое мероприятие:
«Вы знаете, у меня есть предложение: давайте, я для вас отложу до 18:00 это пальто? И вы будете спокойны, что, если ничего другого не найдете, ваш выбор будет вас ждать. Как вам такой вариант?».
Продавец должен всегда помнить: если он не «дожмет» клиента, это сделает вместо него кто-то другой.
30 сентября в рамках проекта B2B Upgrade by Arricano состоится первый мастер-класс с арендаторами Arricano в Кривом Роге.
Записала Дарья Златьева