Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Украинская торговая ассоциация просит депутатов остановить АМКУ — текст обращения
persona.rin.ru
Украинская торговая ассоциация (УТА) обратилась к председателям депутатских фракций ВРУ с открытым письмом по расследованию деятельности торговых сетей Антимонопольным комитетом Украины. В своем обращении УТА от имени всех своих членов заявляет, что они никогда не были участниками любых заговоров на рынке розничной торговли и не согласовывали свои закупочные и продажные цены, виды и размер платы за услуги по продвижению товаров на рынке Украины. И что в случае применения АМКУ штрафов и предоставления обязательных к выполнению рекомендаций для торговых сетей они будут иметь серьезные негативные последствия для экономики и потребителей.
Читайте полный текст обращения.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Председателю депутатской фракции партии «Блок Петра Порошенко» Луценко Ю. В.
Председателю депутатской фракции политической партии «Народный Фронт» Турчинову А. В.
Председателю депутатской фракции политической партии «Оппозиционный блок» Бойко Ю. А.
Председателю депутатской фракции политической партии «Объединение «Самопомощь» Березюку А. Р.
Председателю депутатской фракции Радикальной партии Олега Ляшко Ляшко О. В.
Председателю депутатской фракции политической партии Всеукраинское объединение «Батькивщина» Тимошенко Ю. В.
копия: И. о. Председателя Антимонопольного комитета Украины Барашу М. Я.
По расследованию деятельности торговых сетей
Антимонопольным комитетом Украины
Уважаемый Юрий Витальевич!
Уважаемый Александр Валентинович!
Уважаемый Юрий Анатольевич!
Уважаемый Олег Романович!
Уважаемый Олег Валерьевич!
Уважаемая Юлия Владимировна!
Украинская торговая ассоциация (далее — УТА), которая объединяет большинство торговых сетей розничной торговли страны преимущественно продовольственного ассортимента, выражает Вам свое глубокое уважение и обращается по такому поводу.
По данным Министерства экономического развития и торговли Украины, в 2013 году объем розничного товарооборота составил 888,8 млрд грн, или 18,1% от валового внутреннего продукта Украины. Товарооборот предприятий — юридических лиц, к которым относятся и участники УТА, за этот период составил 433,1 млрд грн, или 48,2% от общего объема товарооборота, сумма уплаченных налогов в бюджеты всех уровней — 40,6 млрд грн. Для сравнения отметим, что за тот же период розничный товарооборот физических лиц-предпринимателей составил 455,7 млрд грн, или 51,7% от общего товарооборота, а сумма уплаченных ими налогов составляла всего 4,2 млрд грн, что почти в 10 раз меньше (!) по сравнению с налогами, уплаченными юридическими лицами. Итак, очевидно, что государство должно быть заинтересовано в развитии именно цивилизованных форматов розничной торговли, так как они осуществляют свою деятельность исключительно в правовом поле, инвестируют значительные средства в экономику, создают новые рабочие места, платят налоги и обеспечивают подавляющее большинство населения продовольственными и непродовольственными товарами с должным контролем качества и соблюдением высоких стандартов обслуживания. Важной составляющей такой политики является создание государством равных условий для ведения торговой деятельности всеми субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности. Именно этой цели должна быть подчинена и деятельность Антимонопольного комитета Украины (далее — АМКУ). Но на практике мы этого не наблюдаем.
7 июня 2012 по распоряжению № 09/190р Государственного уполномоченного АМКУ Бараша М. Я. было начато рассмотрение дела против крупнейших торговых сетей Украины по признакам нарушения законодательства в виде антиконкурентных согласованных действий. С тех пор комитет проводил постоянную целенаправленную кампанию по дискредитации торговых сетей путем выборочного подхода и однобокого толкования их экономических и финансовых показателей, политики в отношении цен и ценообразования, предоставления платных услуг, связанных с продвижением товаров поставщиков, сроков расчетов с ними и тому подобное. Сознательно игнорируя объективные факторы роста цен на продовольственные товары у производителей и поставщиков, АМКУ признал виновными в этом и снижении покупательной способности населения торговые сети. В ходе рассмотрения дела комитетом не было учтено ни одного из приведенных отдельными участниками дела исчерпывающих аргументов и возражений против выдвинутых им обвинений.
13 ноября 2014 года во время проведения круглого стола с участием представителей производителей, поставщиков, общественных организаций и СМИ и в отсутствие представителей ответчиков по делу, председательствующий Бараш М. Я. обнародовал возможно предварительное решение по результатам рассмотрения дела в части, касающейся наложения вероятных штрафов и обязательных к исполнению рекомендаций. В частности, это будет касаться сроков расчетов за товары между поставщиками и торговыми сетями, определения стоимости платных услуг, ограничения уровня торговых наценок на товары. Участникам нашей ассоциации — ответчикам по делу является не понятным, почему за день до анонсированного мероприятия АМКУ снял их с регистрации без объяснений причин своего решения.
27 ноября 2014 года АМКУ формально провел так называемый круглый стол с ответчиками по делу, но на этот раз не пригласил на него представителей отраслевых ассоциаций, общественных объединений и СМИ. Проведение круглого стола состоялось в привычной для Бараша М. Я. манере с манипулированием статистическими данными и без приведения конкретных доказательств сходства действий и фактов, свидетельствующих о наличии среди сетей «картельного сговора».
Поскольку результаты рассмотрения дела АМКУ могут иметь серьезные последствия для будущего развития цивилизованных форматов розничной торговли в Украине и привести к увеличению доли на рынке неорганизованной торговли, Украинская торговая ассоциация не может остаться в стороне и считает необходимым высказать свою позицию по этому вопросу.
Во-первых, сходство действий ритейла на рынке, в которых АМКУ обвиняет сети, никогда автоматически не означало, что они были вызваны по сговору либо путем координации политики в отношении закупки и продажи товаров соответствующими игроками рынка. На самом деле это разумное рациональное коммерческое поведение, способствующее развитию конкуренции. Указанная стратегия действий является общепринятой в цивилизованном мире.
Во-вторых, практика предоставления торговыми сетями услуг производителям и поставщикам товара является обычной в европейских странах. В результате проведения маркетинговых мероприятий сети способствуют продвижению товара определенного производителя, увеличению объемов продаж и тому подобное. В результате осуществления таких мероприятий выгоду получает в первую очередь производитель, а не сеть. Например, практика США доказала, что применение таких мероприятий способствует продвижению товара не только внутри конкретного магазина, но и на рынке в целом.
В-третьих, утверждение АМКУ о необоснованно больших сроках расчетов с поставщиками за поставленный товар является неподтвержденным, поскольку, по нашему убеждению, АМКУ не провел объективный анализ средневзвешенного срока расчетов с поставщиками по каждой сети и в разрезе отдельных товарных групп.
И наконец, утверждение о том, что существует жесткое регулирование отношений между ритейлом и поставщиком, в других странах является информационным манипулированием. Например, в директиве Европейского Союза 2011/07/ЕС содержатся лишь рекомендации для национального законодательства устанавливать сроки расчетов с поставщиками на уровне 60 дней, если это не предусмотрено другими условиями договора или крайне несправедливо по отношению к поставщику. Таким образом, Европейский Союз сохраняет фундаментальное право бизнеса на свободу договора.
Исходя из вышесказанного, от имени всех членов Украинской торговой ассоциации официально заявляем, что они никогда не были участниками любых заговоров на рынке розничной торговли и не согласовывали свои закупочные и продажные цены, виды и размер платы за услуги по продвижению товаров на рынке Украины.
В случае применения АМКУ штрафов и предоставления обязательных к выполнению рекомендаций для торговых сетей они будут иметь серьезные негативные последствия для экономики и потребителей. Участники нашей ассоциации — национальные и иностранные инвесторы — воспринимают это как свидетельство того, что после прихода нового политического руководства страны, формирования проевропейского правительства, АМКУ продолжает игнорировать правовые и экономические основы деятельности рынка ритейла, занимает откровенную антирыночную позицию. Это неизбежно приведет к сокращению инвестиций в развитие торговых сетей, уменьшит каналы сбыта товаров производителей, будет способствовать увеличению теневого товарооборота, повышению цен на товары.
По нашему мнению, во избежание этого, необходимо скорейшая имплементация в национальное законодательство директив ЕС, регулирующих вопросы взаимоотношений между сетями и поставщиками, и создание равных условий ведения бизнеса для всех участников рынка.
Мы искренне надеемся на внимание к нашему обращению и готовы к тесному сотрудничеству с фракциями и комитетами Верховной Рады Украины с целью надлежащего урегулирования на законодательном уровне проблемных вопросов развития торговли в Украине.
С уважением,
Генеральный директор
Украинской торговой ассоциации Кишко И.Я.