Мошенники пытались переписать компанию «Столица» ради возврата НДС

12.07.2016
8709

На фото: бизнесмен Раймонд Туменас, основатель Novus и президент Литвы Даля Грибаускайте, источник: unian.net

 

На прошлой неделе советник министра МВД Михаил Апостол рассказал о том, что некие злоумышленники, пользуясь поддельными документами, пытались переписать корпоративные права на девелоперскую компанию «Столица». Как стало известно Retail Community, объектом внимания злоумышленников стало не имущество, а НДС-счет компании

Исполнительный директор инвестиционной компании BT Invest, которая является инвестором Stolitsa Group и Novus, Айварас Каралиус рассказал, что о перерегистрации компании он узнал из записи в Едином госреестре. В один из понедельников в начале июня, открыв банковский счет, бухгалтер компании узнала, что у нее уже другой директор и другой собственник. 

Как рассказал Михаил Апостол, новым «собственником» оказался молодой человек 1981 года рождения, повар из Луганска. Запись на него делали по доверенности человека, прописанного в Барышевке. После этого владельцы компании, директор и их юристы, а также советник министра МВД поехали в Барышевку на розыск регистратора, другие юристы работали с нацполицией по вопросу открытия производств об аресте активов из-за угрозы их перепродажи. Посол Литвы позвонил министру Авакову, чтобы он взял этот вопрос на контроль.

Регистратора нашли, провели с ней разъяснительную беседу, и запись в едином реестре была исправлена.

По словам Михаила Апостола, объектом злоумышленников было не имущество компании, а НДС-счет. В чем суть этой схемы? На возврат НДС из бюджета, помимо экспортеров, могут претендовать все компании, если за отчетный период они продали меньше товаров и услуг с НДС, чем купили. Став директором, получив доступ к НДС-счету, можно получить возмещение НДС, переоформить его на другую компанию и вывести. Михаил Апостол не смог назвать имя мошенника, но сказал, что это не первый такой случай, и недавно группе злоумышленников удалось таким образом получить 40 млн грн с НДС-счета.

Литовские инвесторы отделались легким испугом. Как снизить риски компании от злоумышленных действий, советуют юристы.

Алексей Пелихов, партнер ООО «Юридическая компания «Пруденс»

Особенно актуальными вопросы внесения недостоверных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований стали с 2016 года. А точнее, после вступления в силу новой редакции Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований». 
Нынешняя редакция Закона значительно расширила круг лиц, имеющих права регистраторов (в частности, такими правами теперь обладают нотариусы), кроме того, введен принцип экстерриториальности (регистрационные действия могут осуществляться не только по местонахождению лица, относительно которого они производятся). 

Таким образом, нововведения, призванные упростить процедуру регистрации и внесения изменений в текущие сведения, в том числе о собственниках, об органах управления, стали инструментом для различного рода мошенников. 

Находясь в сговоре с регистратором и/или подделав документы, злоумышленники вносят в Единый реестр нужную информацию и фактически получают контроль над нужным предприятием.

Как правило, эффективность противодействия напрямую зависит от оперативности выявления подобных фактов. То есть отслеживание сведений о своей компании в Едином госреестре — первоочередная необходимость. Усложнят реализацию преступных намерений, но не полностью обезопасят от рисков также грамотно составленные уставные документы и организационная структура.

Отменить незаконное регистрационное действие может суд либо действующая с начала года Комиссия по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации Минюста Украины.

Дмитрий Йовдий, адвокат, управляющий партнер ЮФ UNK PARTNERS:

К сожалению, такие случаи в Украине нередки. Как правило, злоумышленники подделывают печать предприятия, уставные нотариальные документы, составляют доверенность на подставных лиц и подают государственному регистратору фальшивые документы о смене собственника корпоративных прав компании и соответствующих должностных лиц. Часто государственный регистратор работает сообща с мошенниками. Застраховаться от таких рисков сложно. Пожалуй, единственным способом является контроль за сменой должностных лиц со стороны обслуживающего банка. В тот момент, когда в банк приходит новое должностное лицо, которое проходит идентификацию с паспортом, менеджер может связаться с сотрудниками компании и уточнить, осуществлялась ли действительно в компании смена должностных лиц. Вместе с тем, если эта ситуация произошла, собственникам нужно незамедлительно связаться с банком и потребовать заблокировать все операции по банковским счетам, написать заявление в правоохранительные органы о совершении преступления, а также обратиться в суд с иском о признании недействительным соответствующего решения полномочного органа, на основании которого проведены регистрационные действия. При этом с целью уберечь активы от недобросовестной продажи следует в качестве обеспечения иска потребовать от суда запретить отчуждение какого-либо имущества компании до разрешения дела. Ряд указанных мер, если они будут проведены своевременно, может спасти собственников от потери актива.

Андрей Ковальчук, юрист «Косован Легал Групп» 

Данная ситуация стала следствием либерализации законодательства в сфере регистрации бизнеса в Украине. То есть нормы, призванные облегчить жизнь честным предпринимателям, используются отдельными людьми для незаконного завладения чужим бизнесом.

В последние годы была отменена обязательность наличия на предприятии печати, затем было отменено нотариальное удостоверение устава предприятия. Следующим шагом по либерализации стало введение принципа экстерриториальности государственных регистраторов.

Все это облегчило жизнь людям, которые намерены осуществлять предпринимательскую деятельность, но и привело к тому, что злоумышленники без каких-либо сложностей могут сфабриковать и подать государственному регистратору пакет документов, необходимый для смены директора и/или изменения состава участников предприятия.

Такой вид рейдерства может происходить несколькими путями. В первом случае для получения доступа к активам предприятия может быть изменен директор. В данном случае целесообразно было бы предусмотреть в уставе ограничения на осуществление полномочий руководителя, например, на отчуждение имущества общества. Однако рейдеры одновременно со сменой директора могут изменить и участников предприятия, и в данном случае они не ограничены в своих возможностях.

Следует отметить, что государственный регистратор не обязан и, собственно, не способен осуществить проверку подлинности подписей в поданных документах и ​​установить оригинальность этих документов. Копию печати предприятия можно сделать в течение дня.
Упростить защиту судебных нарушенных прав может ситуация, когда корпоративные права предприятия переданы в залог и об этом внесена запись в государственный реестр обременений движимого имущества. Ведь без такого инструмента придется в судебном порядке доказывать факт подделки подписей на документах. Для этого придется назначать почерковедческие экспертизы, что ведет к значительным затратам средств и времени. 

Похожим вариантом может быть передача в залог имущества, но опять же это процесс затратный, длительный во времени и не всегда уместный.

Таким образом, сегодня бизнес в Украине крайне уязвим перед различного рода злоумышленниками.

Для борьбы с рассматриваемым видом рейдерства наиболее приемлемым представляется вариант, когда внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований в отношении юридических лиц будет осуществляться исключительно в электронной форме с применением электронной цифровой подписи. Однако до внесения изменений в законодательство и урегулирования такой критической ситуации необходимо периодически отслеживать информацию о предприятии, размещенную в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

В случае выявления факта переоформления рейдерами корпоративных прав в первую очередь следует обращаться с заявлением о преступлении в правоохранительные органы. Одновременно с этим необходимо подать заявление в департамент государственной регистрации. Кроме того, для защиты нарушенных прав нужно обратиться в суд. В начале судебного разбирательства необходимо также подать заявление об обеспечении иска. Однако стоит отметить, что судебная практика содержит многочисленные случаи, когда суд в рамках обеспечения иска накладывает арест только на корпоративные права и у мошенников остается возможность переоформить имущество предприятия. К такому сценарию развития событий стоит быть готовым.

 Алла Петриченко, младший юрист «Лавринович и Партнеры»

Действующее законодательство закрепляет весьма широкий спектр полномочий за государственными регистраторами в сфере корпоративных прав, наделяя их правом единоличного принятия решений относительно проведения тех или иных регистрационных действий.

 При этом, в соответствии с положениями Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований» (далее – «Закон Украины «О государственной регистрации»), информация, которая содержится в Едином государственном реестре  юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (далее – «Реестр), считается достоверной, официальной и может быть использована в споре с третьими лицами.

 С учетом указанного выше, риски, связанные с незаконным использованием государственными регистраторами своих полномочий, могут иметь крайне негативные последствия для лиц, информация о которых внесена в Реестр (далее – «Заявители»).

 Как показала ситуация с попыткой незаконного получения корпоративных прав украинско-литовской группы компаний «Столица», которая является собственником гипермаркета «Новус», права субъектов хозяйствования и иных Заявителей не защищены должным образом действующим законодательством.

 В данном случае имели место противоправные действия государственного регистратора, который способствовал рейдерской атаке, зарегистрировав изменения в Реестр по поддельным документам.

 Однако, даже при отсутствии преступных намерений у регистратора, риск завладения третьими лицами чужими корпоративными правами сохраняется ввиду несовершенства текущего правового регулирования указанного вопроса.

 Анализ положений ч. 1 ст. 6 Закона Украины «О государственной регистрации», Квалификационных требований к государственному регистратору, утвержденных приказом Министерства юстиции Украины от 29.12.2015 № 2790/5, свидетельствует об отсутствии требования относительно получения регистратором юридического образования.

 При этом, положениями п. п. 6, 9 ч. 1 ст. 15, п. 5 ч. 1 ст. 28 Закона Украины «О государственной регистрации» регистратора обязано проверять документы, которые подаются заявителями для внесения информации в Реестр на соответствие их требованиям действующего законодательства Украины.

 Отсутствие у регистраторов юридических знаний может привести к осуществлению регистрационных действий на основании документов, которые не имеют юридической силы, что повлечет нанесение ущерба интересам Заявителей в значительном размере.

 Кроме этого, частью 1 ст. 33 Закона Украины «О государственной регистрации» предусмотрено полномочие регистратора или иного субъекта государственной регистрации, если у него возникли сомнения относительно достоверности поданных для регистрации документов, незамедлительно уведомить правоохранительные органы об этом с целью принятия необходимых мер.

 Указанная норма должна исключить риск внесения в Реестр недостоверной информации по незаконным документам и защитить права и интересы лиц, информация о которых содержится  в Реестре.

 При этом, польза от указанной нормы нивелируется абз. 2 ч. 1 указанной статьи 33 Закона Украины «О государственной регистрации», которой предусмотрено, что указанное выше уведомление правоохранительных органов не является основанием для остановки рассмотрения поданных на регистрацию документов или отказа в государственной регистрации.

 Таким образом, учитывая установленные законом сжатые сроки для проведения регистрационных действий, особенно, это касается юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (24 часа после получения документов), даже в случае осуществления регистратором указанного уведомления в правоохранительные органы, вероятность осуществления регистрационных действий до момента проверки достоверности документов крайне высока, в результате чего, вопрос гарантирования интересов Заявителей остается открытым.

 Следует отметить, что введенный принцип экстерриториальности, в соответствии с которым, регистрационные действия могут проводиться не по месту нахождения Заявителя, кроме положительного эффекта в виду удобства, имеют и негативные последствия, поскольку дают возможность провести незаконные регистрационные действия отдаленно от места регистрации субъекта хозяйствования, что влечет невозможность оперативного реагирования на рейдерские атаки.

 Принимая во внимание указанное выше, целесообразно рассмотреть вопрос введения уголовной ответственности государственного регистратора в случае внесения в Реестр недостоверной информации, если это повлекло убытки для Заявителей.  При этом, необходимым условием для привлечения к ответственности должно стать то обстоятельство, что регистратор не осуществлял действия, направленные на проверку достоверности поданных документов.

 Предварительно, Закон Украины «О государственной регистрации» требует дополнения в части нового основания для остановки рассмотрения документов - проверки достоверности документов для регистрации.  С целью эффективного функционирования процедуры проверки, сроки и порядок ее проведения требуют отдельного правового регулирования.

Авторы: Юлия Белинская, Дарья Златьева

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.