Что нужно знать, начиная бизнес в Польше. Инсайты владельца «Янсер Груп» Сергея Клименко

08.04.2016
4213

forbes.net.ua

На Украинском форуме маркетинг-директоров украинский бизнесмен Сергей Клименко — основатель компании по производству нижнего белья «Янсер Груп», которая продает его через сети «Білизна STREET», «К-Маркет», L'etude, рассказал о том, с чем ему пришлось столкнуться, развивая бизнес за пределами Украины

Сергей Клименко в 2010 году совместно с польскими партнерами открыл 5 магазинов в Польше. У партнеров возникли разногласия, и сейчас предприниматель развивает бизнес самостоятельно. По его расчету, Польша является стартовой площадкой, страной Европейского Союза, откуда можно продвигать свои товары в Германию, Голландию, Швецию. По словам Клименко, на эти рынки невозможно продавать всю линейку товаров, а только точечные модели.

«Я два года работал над тем, чтобы попасть в немецкий каталог Оttо: там продается одна наша модель», — рассказывает бизнесмен. «Янсер Груп» также поставляет колготки в польскую сеть из 240 магазинов.

«Мы украинская компания с производством в Италии. Сейчас немного меняем позиционирование: становимся не просто украинской компанией, а европейской. Продвигать свои компании за рубежом нужно за счет идей, продукции, инноваций и брендов. Никому не интересен made in Ukraine просто так», — отмечает бизнесмен.

Если вы хотите открыть бизнес в Польше или Евросоюзе, нужно понимать, что там далеко не все относятся к нам лояльно, говорит Клименко. По его словам, есть ряд факторов, на которые стоит обратить внимание украинским предпринимателям. 

  • Бизнес в Польше — на 100% легальный и работающий в правовом поле.
  • Персонал, который вы наймете, не будет работать сверхурочно. Например, директор нашего магазина, который мы собирались открыть на следующий день, ушел в 6 вечера. Я хотел его уволить, но потом понял, что это только мои проблемы. Если ты решил открыть магазин, значит, есть инвестиции и поляки будут тебя «стричь». Это касается всего, в том числе и найма сотрудников.
  • Будьте готовы, что сумма инвестиций значительно возрастет. Мы ошиблись в 2,5 раза. Наши партнеры и подрядчики все время увеличивали бюджет то на одно, то на другое. Когда ты уже почти закончил, сложно отказать. Мой совет: напишите где-то на видном месте: «Я вкладываю сумму N. Когда деньги закончатся, я прекращаю инвестировать». Только после того как я чуть не закрыл магазины, все начало налаживаться. Поляки поняли, что «шары» не будет и дополнительные ресурсы с меня не получить.
  • Кредитные ресурсы в Европе дешевле: можно получить ресурсы под 6% годовых, под 4%. В Польше даже можно найти кредиты и под 2%. Есть только один момент: у вас должна быть позитивная кредитная история.
  • Будьте готовы столкнуться с украинской бюрократией в действии. У нас существует закон, по которому в течение 90 дней с даты таможенного оформления экспортируемой продукции выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в банках. Когда вы открываете филиал, вы об этом не задумываетесь, потому что товарные запасы могут превышать выручку. Если деньги не поступили за 90 дней — у вас через неделю появляется налоговый инспектор со штрафным актом. В 2014 году мы заплатили около 40 000 EUR. Сумма штрафа — это 100% невозвращенной выручки.
  • Сертификаты происхождения EUR.1. До 2016 года они оформлялись Торгово-промышленной палатой, с 1 января их оформляет таможня. До 1 апреля мы каждые три недели отправляли товар, но до сих пор не можем оформить этот документ.
  • Система 1С Бухгалтерия есть в польской версии, но не ставьте ее: она существует только на бумаге, по факту ее нет — никто не поддерживает и не обновляет.
  • Ценообразование. Когда я столкнулся с вопросами, как строится цена в Польше, Германии, Голландии, я понял, что границ нет, но везде это происходит по-разному. В Украине наше изделие стоит 320 грн, это же изделие в каталоге Оttо продается по 36,9 евро. Я специально зашел с украинского хостинга — цена 1 410 грн. То есть наше изделие плюс доставка стоит 47 евро. Наша цена отгрузки — 6,95 евро. Для сравнения — интернет-площадки в Украине зарабатывают от 20 до 40%. 
  • Даже если вы управляете сетью из 200 магазинов и знаете о товарном наполнении ваших магазинов все — забудьте. Это отдельные пять магазинов, и ничего общего с украинским бизнесом они не имеют.  
  • Госты и стандарты отличаются. Ментальность — это не мелочь, это серьезная вещь. Из Германии нам вернули целую поставку, так как в нашивке о составе двух аналогичных товаров строчки с процентным соотношением материалов расположены в другом порядке. Партнер из Германии прислал мне это фото в качестве обоснования.
  • Не ищите другие рынки, если у вас проблемы в Украине. Наладьте все процессы!
/ООО «Янсер ЛДТ» развивает сети L'etude — 25 точек в Украине и пять в России, «К-Маркет» — 70 в Украине и одну в России, «Білизна STREET» — 44, «75В» — 55 в Украине и две в России, Kleo — девять торговых точек.

Автор: Дарья Златьева

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.