Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
В прошлом году продуктовые ритейлеры открыли 394 магазина
www.retai.net
Для продовольственных сетей прошлый год оказался лучше, чем они рассчитывали, по итогам года они открыли больше новых магазинов, чем планировали. По данным исследовательской компании GT Partners Ukraine, в 2015 году в Украине появилось 394 магазина, что практически сопоставимо с показателем 2014-го
Директор компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля объясняет, что сети смогли показать хороший результат за счет «ударного» последнего квартала, когда было открыто 150 новых магазинов. «Такая же активность ритейлеров наблюдалась лишь в конце 2013 года», — рассказал он ЛІГА.net. Но тогда инвестиционный фон в стране был значительно лучше.
Лидеры по темпам развития не изменились. На первой строчке уже традиционно сеть дискаунтеров АТБ, которая в прошлом году открыла 54 новых магазина. Столько же новых маркетов открыла и Fozzy Group. Но в случае с Fozzy надо учитывать, что в прошлом году она подписала соглашение о сотрудничестве с «Амстором». На месте 18 супермаркетов открылись «Сильпо».
Луцкий ритейлер «Наш край» традиционно развивается за счет франчайзинга, что обеспечивает сети первые строчки среди лидеров по количеству новых объектов. Например, в 2015 г. сеть открыла 42 магазина, тогда как в предыдущем году — 43.
За первые шесть месяцев сети открыли всего 140 магазинов, тогда как за аналогичный период 2014-го — 211. Тогда же ритейлеры поясняли, что понесли существенные убытки из-за закрытия своих магазинов на востоке страны, а также констатировали падение продаж в среднем на 5% в денежном выражении по сравнению с январем-июнем 2014-го.
Во второй половине года ситуация стабилизировалась. Ранее совладелец сети Фуршет Игорь Баленко рассказывал, что продажи в этот период в целом по стране выросли в среднем на 10–15%. «Но это произошло в основном из-за роста цен на продукты питания», — говорит он. Улучшились и потребительские настроения. Например, по данным исследовательской компании GfK Ukraine, в декабре 2015 года индекс потребительских настроений вырос с 50 до 53,1. Для сравнения: в последний месяц 2014-го он составлял 52,6. «Нам нужно было время, чтобы оценить ситуацию и пересмотреть свою стратегию для развития», — рассказывает директор по развитию продовольственной сети, пожелавший остаться неназванным.
До 2014-го самым перспективным для продуктового ритейла считался восток страны, где сосредоточено большое количество крупных городов. Например, в 2013-м, по данным GT Partners Ukraine, Донецкая область занимала второе место по количеству новых магазинов после Киева.
В прошлом году сети обратили свое внимание на Киев и Западную Украину. Например, в 2015 году сети открыли 96 магазинов в столице, 44 - во Львовской области и 43 — в Киевской. «Конкуренция на западе страны очень жесткая», — говорит замглавы наблюдательного совета Пакко Холдинга (сети Пакко, Вопак) Олег Мерченко. По данным GT Partners Ukraine, если в 2013 году на долю Западного региона страны приходилось около 20% от общего количества открытий новых магазинов, то в прошлом году — уже 28%. Директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко говорит, что жители этого региона получают переводы от своих родственников, которые работают за границей. Поэтому их покупательная способность выше по сравнению с соотечественниками в других регионах страны. «В приграничных регионах продукты и напитки активно скупают венгры и словаки», — говорит он. Мерченко рассказывает, что в Западном регионе продажи в 2015-м выросли на 20–40% по сравнению с предыдущим годом.
Западный регион станет приоритетным для сетей и в этом году. Например, об активном развитии во Львовской области уже заявила АТБ. Это может сулить неприятности небольшим локальным операторам — когда АТБ проводила экспансию на Юге и Востоке страны, это сопровождалось банкротством ряда региональных игроков.
Источник: biz.liga.net