Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Кризисный шопинг: как украинцы готовились к праздникам
diet.passion.ru
Ритейлеры основные надежды возлагают на праздничный сезон — декабрь. И если прошлому декабрю предшествовали волнения по поводу обесценивания национальной валюты, люди торопились купить новогодние подарки и ритейлеры отмечали увеличение товарооборота до 30%, то в декабре 2015 года покупали меньше, дешевле или не пошли на новогодний шопинг вообще. Растут продажи в натуральных показателях только у интернет–магазинов. Украинцы экономят на одежде, технике и электронике, практически не уменьшили закупки продуктов и закупили меньше подарков
Согласно данным исследования потребительских настроений в Украине, которое проводит GfK Ukraine, в ноябре 2015 года потребительские настроения украинцев несколько улучшились. Однако улучшение не отразилось на реальных покупках украинцев в сезон повышенных продаж — в декабре 2015 года.
Одежные ритейлеры отмечают уменьшение количества проданных товаров не меньше чем на 10% по отношению к декабрю 2014 года
По словам директора компании «Балтика Украина» (Mosaic и Monton) Максима Чечелева, прирост продаж в гривнах составляет 20%, но в натуральных показателях продажи снизились на 10%.
«Декабрь немного разочаровал, так как покупатели в начале месяца уже были настроены на ожидание распродаж», — говорит Чечелев.
По словам генерального директора группы компаний «Ультра» (сети одежды Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрея Макарова, декабрьские продажи характеризовались скидками до 50% у всех ритейлеров из-за аномально теплой погоды. «Но в прошлом декабре в этот период были более значительные скидки, чем в этом», — утверждает Макаров.
Директор розничной сети Mango Megastore (Violeta) Алена Зайцева отмечает увеличение объема продаж в национальной валюте. «Декабрь был неплохим по продажам, но в единицах мы продаем меньше. Сейчас многие иностранные бренды продают по количеству меньше», — резюмирует Зайцева.
Уменьшение объема продаж отмечают даже национальные производители. По словам собственника Ровенского льнокомбината Олега Червонюка, в декабре 2015 года продажи в натуральных единицах упали на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Благодаря новогоднему ажиотажу немного удалось улучшить показатели. Мы держимся только за счет роста объемов производства», — говорит он.
Увеличение продаж одежного сегмента отмечают интернет-магазины Lamoda.ua и LeBoutique. Количество заказов выросло на 30% по отношению к декабрю 2014 года и возрос интерес покупателей к сегменту премиум-товаров. Lamoda.ua в декабре расширила ассортимент в категории «Премиум» товарами дороже EUR150. В компании отмечают увеличение посещаемости в два раза в декабре 2015 года по сравнению с 2014-м. При росте количества заказов на 30% количество вещей в одном заказе осталось на прежнем уровне, а стоимость одного заказа выросла на 35%.
О росте доходов на 60% заявляет директор по маркетингу шопинг-клуба LeBoutique Юлия Шилова. Количество заказов на LeBoutique также увеличилось на 30% по сравнению с декабрем 2014-го. Спрос на пальто, сумки и постельное белье был значительно выше, чем в 2014 году. «Продажи luxury- и премиальных брендов не снизились по сравнению с прошлым годом. Также четко прослеживается тенденция «Мы не можем позволить себе покупать некачественные вещи».
«Покупатели все чаще выбирают качественные и добротные товары, пусть и неизвестного бренда», — говорит директор по маркетингу шопинг-клуба LeBoutique.
Продажи техники и электроники просели даже в гривне — до 30%
Ритейлеры зафиксировали неизменный спрос на смартфоны, стиральные машины, утюги, фены, стайлеры, электробритвы и электрочайники. Проседание продаж вызвано значительным снижением спроса в других категориях — фотоаппараты, встраиваемая бытовая техника, холодильное оборудование, мультиварки, мясорубки, пылесосы.
По словам директора по маркетингу «Эльдорадо» Василия Бородчука, объем продаж в декабре 2015 года по сравнению с декабрем 2014-го уменьшился на 20% в гривневом эквиваленте. По его словам, это было вызвано значительным падением покупательной способности украинцев и ажиотажным спросом на электронику в 2014 году, вызванным изменением курса доллара. «Наблюдается уменьшение спроса на технику в целом и значительный рост интереса к потребительским кредитам», — подытоживает Бородчук.
Спад продаж в декабре в гривне на 20% отмечает и исполнительный директор торговой сети «Фокстрот» Вячеслав Поврозник. «В ноябре-декабре 2014 года произошла стремительная девальвация национальной валюты, что стимулировало украинцев вкладывать деньги, в том числе и в технику. В 2015 году такого «стимулятора» совершения покупок не было», — объясняет Поврозник разницу. Самые популярные ценовые сегменты — средний и ниже среднего. Из-за значительного роста цен во всех группах товаров наблюдается переключение покупателей либо на менее технологичные товары любимого бренда, либо на более «дешевые» бренды. Соответственно, растет доля продаж собственных торговых марок сетей.
«По нашим внутренним данным, сравнивая 2015 год с 2014-м, в гривне есть незначительный рост продаж — до 5%, но в количестве проданных товаров прогнозируемое падение около 30%», — резюмирует Поврозник итоги года.
По словам директора по маркетингу и e-commerce Сomfy Натальи Кошевой, долю среднего ценового сегмента забирает дешевый, а продажи в высоком ценовом сегменте сокращаются. «Сегодня украинцы покупают преимущественно товары из группы инвестиционных покупок базовой комплектации. Основную роль играет цена», — говорит Кошевая.
Продуктовые ритейлеры говорят об увеличении гривневого товарооборота на 20–25%
По словам директора по маркетингу «Новус Украина» Дмитрия Москвичева, новогодние продажи оказались выше прогнозируемых. Незначительно увеличилось количество покупателей, сумма продаж в гривнах возросла на 22%. «Из тенденций — наблюдалось желание экономить. Снижение единиц товара в чеке — около 9%. Если в 2014 году в среднем в чеке было 10 единиц товара, то в 2015-м их уже стало 9. Получается, покупатель в среднем отказался от одной единицы товара», — говорит Москвичев. Выросли в продажах до 4% вино, овощи, фрукты, рыбные продукты и кулинария собственного производства. Но просели игрушки на 41%, новогодняя атрибутика — на 18%, до 10% — сладости.
По данным пресс-службы «Украинский Ритейл» («Брусничка»), в денежном выражении продажи декабря 2015 года выросли почти на четверть в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Выросли продажи колбас и копченостей, мяса, молочных продуктов и сыров. Рост более чем на 30% показали рыбные пресервы и икра, а также растительные масла.
«При этом по факту покупать ощутимо больше не стали. Частично произошло перераспределение в пользу продукции более доступного ценового сегмента», — говорится в сообщении пресс-службы «Украинский Ритейл» («Брусничка»).
По сравнению с прошлым годом, меньше стали покупать декоративную косметику и духи, так как это преимущественно брендовые и, соответственно, дорогие марки. Об этом рассказали в пресс-службе ProStor. В 2015 году покупатели в большинстве приобретали продукцию категорий «Персональный уход» и «Товары для дома». «Если анализировать декабрь 2015-го к декабрю 2014-го, то товарооборот в среднем увеличился на 10% по сравнению с 2014 годом. Объемы продаж в 2015 году даже превысили прогнозируемый ранее уровень в 1,1 млрд грн», — говорится в сообщении сети.
Сократились продажи подарочных категорий товаров
Руководитель розничной сети «Секунда» Елена Цимбалюк отмечает, что падение трафика в магазинах составило 10%, но при этом показатели конверсии не изменились. Количество проданных штук по сравнению с декабрем 2014 года уменьшилось на 8%.
На 12% уменьшилось количество заказов на сайте Rechi.Ua. По словам маркетинг-менеджера сайта Алены Кузьминой, средний чек вырос на 30% и увеличилось количество товаров в одном заказе.
«В 2014 году предпочитали покупать на подарки украшения, в 2015-м — посуду», — отмечает маркетинг-менеджер Rechi.Ua Алена Кузьмина.
Часы на втором месте по количеству заказов как в 2014-м, так и в 2015-м. Доля заказов на люксовые марки часов не изменилась. В 2015 году на 13% увеличился спрос на брендовые ручки (в основном Parker), на 100% на брендовые галстуки, на 100% на блокноты. На 55% сократился спрос на скульптуры и фигурки. В этом году практически не покупали постельное белье.
«В 2015 году наши клиенты стали выбирать более практичные подарки, но оригинальные и необычные. Яркий пример — посуда Tassen или блокноты Christian Lacroix», — рассказывает Кузьмина. В целом по году количество заказов rechi.ua за 2015-й по сравнению с 2014-м выросло на 12%, средний чек — на 62%.
По словам Святослава Амелина, основателя «МебельОк» и Zlato.ua, продажи декабря были в два раза больше ноябрьских. «Спрос сместился в сторону более демократичных украшений из серебра, серебра с золотыми вставками и легковесных золотых изделий циркониевой группы», — отмечает Амелин.
В два раза по сравнению с декабрем 2014 года увеличились продажи мебели в «МебельОк». По словам финансового директора «МебельОк» Оксаны Донской, приобретение мебели не является эмоциональной покупкой, но в канун праздников, особенно во второй половине декабря, люди совершали такие покупки. В основном приобретали предметы мягкой мебели, кровати с ортопедическими матрасами, кухни, обеденные и журнальные столики. В качестве подарков брали декоративные подушки, столики для завтрака и держатели для планшетов и ноутбуков.
Автор: Дарья Златьева