Украинцы не пошли на новогодний шопинг

30.12.2015
2685

avivas.ru

В декабре традиционно продается вдвое больше товаров, чем в среднестатистическом месяце. Но в этом году ситуация сильно отличается: украинцы не готовы тратить сбережения на подарки

В этом году украинцы купят на 30–35% меньше товаров «под елку», чем в прошлом, прогнозирует директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. «Невооруженным глазом видно, что людей в магазинах гораздо меньше, чем год назад», — говорит он. 

В последние выходные года продано на 40–45% меньше бытовой техники и электроники по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорит руководитель группы управления ассортиментом сети Эльдорадо Вячеслав Склонный. Такую же картину зафиксировали продавцы ювелирных изделий и продуктов питания.

Единственные, кто не прочувствовал оттока посетителей, — магазины по продаже одежды, обуви и украшений, а также косметики и парфюмерии. «Мы не видим отличий», — рассказывает генеральный директор сети рroStor Денис Герман.

«Украинцы экономят», — лаконично объясняет причину спада Дорошенко. Например, в магазинах бытовой техники покупатели впервые стали приобретать больше холодильников, стиральных машин, духовок и пр., а не смартфонов и другой мелкой техники на подарки. Продажи сокращаются, даже несмотря на доступность кредитов: за заемные средства сейчас приобретается каждый второй товар, тогда как в начале года — каждый третий, говорит Склонный. Исполнительный директор сети Zarina Екатерина Нетовкина рассказывает, что потребители делают ставку на недорогие изделия из золота либо серебра. «Обеспеченные клиенты остались, и эксклюзивные украшения с бриллиантами также продаются», — рассказывает она.

Падение реальных доходов — одна из главных причин, которая заставляет украинцев экономить. Существует и другая причина — значительное уменьшение размера скидок в предновогодние праздники по сравнению с прошлым годом. Если в конце 2014 года ритейлеры снижали цены на 70–80%, то в этом году — не более чем на 30–40%. 

Некоторые магазины и вовсе отказались от дисконтов на последние выходные перед праздниками, что отпугнуло потенциальных покупателей. «В первой половине года сети несли убытки, поэтому стараются получить компенсацию перед Новым годом. Сейчас главная цель у большинства компаний — выйти «в ноль», — говорит директор международной одежной сети, пожелавший остаться неназванным. Выйти на прошлогодние объемы продаж удалось лишь тем, кто не сокращал размер скидок. «Программа лояльности идентичная прошлому году», — говорит генеральный директор группы компаний Ультра (сети одежды Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрей Макаров, и добавляет, что продажи в их магазинах не сократились. 

Еще один фактор снижения продаж — относительная стабильность гривни и отсутствие девальвационных ожиданий. За декабрь прошлого года доллар подорожал на наличном рынке с 16 до почти 19 грн, и многие украинцы ожидали дальнейшей девальвации гривни. В таком контексте покупка импортных товаров по цене «прежнего» курса — очень выгодная сделка. Другими словами, украинцы спешили вложить обесценивающуюся гривню в холодильники и золотые украшения. 

Неудачные декабрьские продажи могут спровоцировать значительные распродажи в середине января — начале февраля. «Возможно, скидки достигнут 60%», — прогнозирует Екатерина Нетовкина. Большой дисконт — это едва ли не единственная возможность избавиться от остатков в преддверии нового весенне-летнего сезона.   

Источник: biz.liga.net

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.