О чем говорили в АМКУ по поводу табачного монополиста «Мегаполис-Украина»

26.11.2015
2501

m2-ch.ru

25 ноября в Антимонопольном комитете состоялся круглый стол, посвященный обсуждению дистрибуционной политики табачных изделий

В ГФС отмечают уменьшение количества контрафакта и контрабанды на табачном рынке и удовлетворены показателями по уплате налогов табачниками: за 10 месяцев этого года в госбюджет поступило 31,1 млрд грн акцизного сбора, 54% из которых заплатили табачные компании, сообщает начальник отдела лицензирования и контроля за производством и оборотом табачных товаров ГФС Светлана Портман.

Но есть проблема монопольного положения дистрибьютора табачных изделий «Мегаполис-Украина». С 1 октября 2015 года Антимонопольный комитет Украины начал рассматривать дело по признакам совершения ООО «Торговая компания «Мегаполис-Украина» нарушения законодательства о защите экономической конкуренции в виде злоупотребления монопольным положением на рынке поставок табачных изделий. В сентябре 2015-го АМКУ рекомендовал производителям табака до 1 ноября обнародовать в открытых информационных источниках условия отбора контрагентов среди субъектов хозяйствования, имеющих лицензии на право оптовой торговли табачными изделиями для поставки и дистрибуции табачных изделий.

Крупнейшие производители сигарет обнародовали критерии выбора контрагентов для дистрибуции. Ключевыми факторами при выборе контрагента они назвали максимально широкое покрытие розницы на территории всей Украины, соответствие жесткой системе контроля по вывозу продукции за границу, возможность расчетов с помощью надежных финансовых инструментов, отсутствие криминальных расследований против контрагента и соответствие международному законодательству по борьбе с коррупцией. 

«Та система дистрибуции, которая существует сейчас на табачном рынке, полностью устраивает производителей, они ее выстраивали на протяжении последних десяти лет, ― считает Алексей Гетьман, владелец компании «Сучасні технології», которая также занимается дистрибуцией табачных изделий. По его словам, «Мегаполис-Украина», обеспечивает все основные требования производителей: глубокое точечное покрытие, своевременную оплату, контроль товарных запасов, контроль собственных контрагентов (дистрибьютор не сотрудничает с теми, кто занимается контрабандой в Европейский Союз). Крупные розничные сети же предлагают производителям подписать с ними прямые контракты и вернуться к той схеме, которая работала раньше. При этом, по словам Надежды Белоус из «Бритиш Американ Тобакко», не все розничные сети готовы обеспечить выполнение обязательств перед Европейским Союзом касательно ограничения и контроля контрабанды. По мнению Гетьмана, производители не хотят возвращаться к прямым контрактам с крупной розницей, так как с ней сложно работать ― в том числе из-за несвоевременной оплаты. Представитель «Метро Кэш энд Керри Украина», присутствовавший на круглом столе, сообщил, что производители рано или поздно придут к практике прямых договоров с крупной розницей. 

По словам Светланы Портман, по состоянию на 1 ноября 2015 года в Украине зарегистрировано 75 186 розничных лицензий, по сравнению с 90 801 лицензией по состоянию на 1 января 2014-го и 80 401 ― на 1 июля 2014-го. Уменьшение количества розничных лицензий она объяснила аннексией Крыма, конфликтом в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, а также сезонными колебаниями в южных областях Украины. 

Напомним, в начале октября АМКУ начал рассмотрение дела по признакам злоупотребления монопольным положением на общегосударственном рынке поставок табачных изделий в отношении ООО «Мегаполис-Украина». Если нарушение докажут, «Мегаполис‑Украина» могут разделить на несколько отдельных компаний.

/«Мегаполис-Украина» входит в число 200 крупнейших компаний страны по версии Forbes за 2014 год. Компания является лидером сегмента дистрибуции. В 2014 году выручка компании составила 32,001 млрд грн, прибыль ― 1,217 млрд грн, активы ― 2,016 млрд грн. Согласно данным Forbes, за первое полугодие 2015-го выручка компании составила 21 млрд грн, превысив аналогичный показатель прошлого года на 17,5%./

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.