Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Порядка 8% оборота розничных сетей приходится на собственные торговые марки
www.retail-loyalty.org
Сегодня на украинском розничном рынке сложилась довольно непростая ситуация, и ритейлеры как никогда пытаются прыгнуть выше головы, чтобы удержать покупателей. Все осложняется тем, что настроения украинцев не слишком оптимистические. По данным исследования компании Nielsen Украина (Consumer confidence index Ukraine Q2 2015), 63% жителей Украины уверены, что мы не выйдем из кризиса в ближайшие 12 месяцев; у 28% населения не остается свободных денег после покрытия базовых затрат на продукты питания и средства личной гигиены. Поэтому, планируя бюджет, украинцы пытаются экономить, например, на новой одежде (64%), коммунальных услугах (58%) и развлечениях вне дома (55%).
Насколько в Украине популярны собственные торговые марки и каковы перспективы развития этого направления, рассказал для delo.ua руководитель отдела по работе с розничными сетями Nielsen Украина, Юрий Лищук
Украинский ритейл пытается адаптироваться к ситуации — открываются новые форматы магазинов, интернет-сайты торговых сетей, внедряются программы лояльности, фуд корты. Кроме того, ритейлеры наращивают количество собственных торговых марок (СТМ).
СТМ — это марка товара, эксклюзивно представленная в торговой сети. Ритейлер берет на себя разработку, а также контроль за производством и качеством продукта. Объем собственных торговых марок FMCG, проданных в Украине в 2015 году, по оценкам компании Nielsen Украина, составил 1,34 млрд грн, или 7,9% от товарооборота магазинов современного формата.
На фоне падения рынка потребительских товаров на 16,3% в натуральном выражении (февраль 2014-го — май 2015-го), сегмент СТМ показывает рост на 11,2%. Продажи «брендированной» продукции за указанный период снизились на 20,2. Украинцы становятся менее зависимыми от брендов.
Безусловно, основной причиной покупки СТМ является ее привлекательная цена. Так считают 39% опрошенных респондентов в Киеве (Nielsen Shopper trends 2015). Украинский покупатель уже имеет приятный опыт покупки качественных СТМ за разумные деньги. Тем не менее, Украина отстает в этом вопросе от европейского ритейла минимум на 5 лет.
В Европе ритейлеры давно и активно экспериментируют с СТМ. Один из ритейлеров возле полки с яйцами установил мониторы, на которых идет круглосуточная онлайн-трансляция курятника, где производится данная продукция. Тем самым ритейлер сразу же ответил на вопросы о качестве товара и повысил к себе лояльность. Сеть европейских дискаунтеров разработала мобильное приложение, которое помогает в навигации по конкретному магазину. Кроме того, при наведении мобильного устройства на товар покупателю демонстрируется СТМ аналог данного товара и разница в цене.
В то же самое время при огромном потенциале направления СТМ необходимо быть реалистами и понимать, что квантовый скачок в развития направления не случится — очень велика корреляция доли СТМ и важности товарооборота современной торговли в стране.
На что ритейлерам необходимо обратить внимание:
- СТМ следует рассматривать как инструмент укрепления бренда, а не только возможность заработать здесь и сейчас;
- Покупателя необходимо «образовывать», рассказывая ему о преимуществе СТМ;
- Необходимо развивать функциональные линейки СТМ (для детей, для профессионального приготовления блюд и т.п.
Автор: Юрий Лищук, руководитель отдела по работе с розничными сетями Nielsen Украина.
Источник: delo.ua