Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Инфографика: чем торгует украинский бизнес за рубежом
jurliga.ligazakon.ua
Международный центр интернет-торговли Allbiz подготовил для Forbes исследование о том, какие ниши для украинского бизнеса наиболее перспективны в сегменте электронной коммерции, что происходит с экспортом и импортом, и какими товарами на электронных площадках торгуют чаще всего.
Украинские компании в поисках новых инструментов для развития бизнеса вышли на международные рынки сбыта. Наиболее активным направлением по итогам полугодия оказалась Америка. Если за этот же период прошлого года из-за Атлантики было всего 750 обращений, то в 2015-м их количество выросло более чем в 6 раз и составило 4800. Лидерство по продуктивности продолжают удерживать Ближний Восток, Европа и СНГ.
«Весной мы проводили опрос компаний, зарегистрированных на Allbiz, уточняли, как они будут развивать бизнес в этом году. 27% опрошенных планировали искать новые рынки сбыта за границей. Еще 27% озвучивали свое желание выйти на зарубежные рынки в ближайшее время», – рассказал Дмитрий Лисицкий, директор международного центра интернет-торговли Allbiz.
Экспорт стремится в Европу
По данным Allbiz, наиболее продуктивным остается европейское направление. Экспорт в Европу вырос в 1,7 раза по сравнению со ІІ полугодием 2014 года. Это было тем более заметно на фоне спада в июле-декабре 2014-го (-19% по сравнению с январем-июнем 2014-го).
За последние несколько лет наблюдается тенденция активного прихода в онлайн компаний из В2В сектора.
«Попробовав торговать в интернете на локальном уровне, они начинают пробовать выходить через онлайн на рынки других стран. В некоторых отраслях девальвация национальной валюты сделала продукцию украинских производителей более привлекательной в валютном выражении для иностранных заказчиков. Они больше интересуются украинской продукцией, а значит, количество заказов растет», – констатирует Дмитрий Лисицкий.
Сегодня доля России, согласно данным Allbiz, в совокупном объеме экспортных и импортных операций сопоставима с восемью другими странами СНГ и составляет около 60% от совокупного объема экспортных заявок из всех европейских стран вместе взятых.
Доля стран-партнеров в объеме экспорта по регионам
Согласно данным Allbiz
Импорт держит Россия
Впрочем, в импорте Польша догоняет Россию по числу полученных из Украины запросов. На сегодня разница составляет 11% в пользу северной соседки.
Импорт из СНГ просел во ІІ полугодии 2014-го на 12%, но в 2015-м этот тренд компенсировался полуторакратным ростом.
«Постепенное сокращение импорта из стран Азии наблюдается уже полтора года, и с высокой долей вероятности продлится в будущем. Потому что украинцы экономят как раз на тех товарах, которые составляют основу импорта из Азии (прежде всего из Китая и Индии): на одежде, технике, автомобилях, мебели и т.п.», – сообщается в исследовании.
Доля стран-партнеров в объеме импорта по регионам
Согласно данным Allbiz
Что покупают и продают
Основой онлайн-экспорта является сельхозпродукция, пиломатериалы, металл и пищевые продукты. Наиболее разнообразная структура экспорта – в страны СНГ и в Россию.
Опираясь на количество сделок с зарубежными партнерами, совершенных в онлайн-формате, можно сделать вывод, что наиболее востребованными товарами в СНГ (включая Россию) в январе-июне были подсолнечное масло и сахар. За ними с изрядным отрывом по числу сделок следуют пеллеты, шрот подсолнечный и соевый. Отправлялись на экспорт через онлайн-площадки даже такие экзотические товары, как табаки для кальянов и прессы для изготовления кирпича.
Онлайн-экспорт из Украины в страны СНГ (включая Россию) по итогам І полугодия 2015 года
Конкретно в Россию активно экспортировались саженцы, продукция животноводства, ягоды и орехи, одежда и обувь, автозапчасти.
При этом в Украину завозились фрукты и овощи, алкоголь и сигареты, сладости и консервы, чай и кофе, мебель и стройматериалы, текстиль и ткани.
Согласно исследованию, сигареты и алкоголь – ключевая статья импорта практически из всех регионов мира (кроме Африки и Ближнего Востока). Более того, структура импорта из разных регионов выглядит схожей. Например, стройматериалы и сладости завозят как из стран Азии и Ближнего Востока, так и из стран Европы и Америки.
Из СНГ и России завозят сигареты и алкоголь, масло и мясную продукцию, овощи и фрукты, а также сельхозпродукцию и сельхозтехнику. В структуре экспорта и импорта много общего, и это служит лишним подтверждением схожести экономик на постсоветском пространстве.
Вместе с тем чаще всего за I полугодие 2015 года, согласно исследованию, при помощи интернет-площадок из СНГ в Украину импортировались сотовые телефоны. Также завозились запчасти для железной дороги, интерактивные доски и даже церковные колокола.
Онлайн-импорт в Украину из стран СНГ (включая Россию) по итогам І полугодия 2015 года
По словам Дмитрия Лисицкого, сегодня с помощью торговых площадок искать заказчиков за границей становится проще. Понимая важность международной торговли для развития бизнеса своих клиентов, площадки, со своей стороны, постоянно разрабатывают новые сервисы, открывающие для предпринимателей международные возможности.
Так, в последние годы, к примеру, набирает обороты интернет-аутсорсинг – передача выполнения определенных функций компаний профессионалам (бухгалтерских, юридических, IT-услуг и т. д.).
«Такой формат работы позволяет компаниям максимально оптимизировать бизнес-процессы, а также уменьшить целый ряд налоговых, трудовых и прочих рисков», – перечисляет Татьяна Стретович, руководитель налоговой практики «Бейкер Тилли Украина».
Параллельно с развитием интернет-возможностей развивается и онлайн-бизнес. Эксперты говорят, что создание сайта интернет-магазина обходится предпринимателю гораздо дешевле, чем аренда или покупка торговых площадей.
«Благодаря этому начать бизнес можно с относительно небольшими вложениями. Например, вначале специализироваться только на отдельных группах товаров, постепенно расширяя ассортимент. В то же время раскрутка и продвижение веб-сайта интернет-магазина предполагает разнообразные PR-акции и рекламные кампании», – объясняет Татьяна Стретович.
Эксперты уверены, что бурный рост e-сommerce – абсолютно закономерен, на фоне того, что ранее этот сегмент в Украине практически не развивался.
«Рост можно объяснить двумя причинами: во-первых, просто этот сектор у нас развит слабо, и это – естественный тренд, связанный с общим совершенствованием онлайн-коммуникаций и сделок. Во-вторых, такой способ коммуникации существенно экономит транзакционные издержки, а на фоне кризиса в минимизации затрат заинтересованы и отечественный, и зарубежный бизнес», – объясняет Ярослав Жалило, президент Центра антикризисных исследований.
В исследовании Allbiz также отмечается, что онлайн-бизнес не противопоставляет один торговый вектор другому, пытаясь нарастить продажи и найти поставщиков на всех направлениях. Структура внешней торговли в онлайне очень напоминает офлайн. Сегодняшние трудности, поставившие бизнес на грань выживания, мотивируют бизнес выходить на новые торговые направления.
Источник: forbes.net.ua