Большой переполох в аптечном ритейле. АМКУ проверяет сети аптек

09.09.2015
3699
АМКУ

jurliga.ligazakon.ua

Главы Антимонопольных комитетов меняются, а подходы ведомства — нет
 
С конца июля АМКУ ищет на аптечном рынке монополистов. Сразу два представителя компаний, занимающихся анализом аптечного рынка, сообщили о том, что в аптечных сетях массово проходят проверки АМКУ. Несколько топ-менеджеров аптечных сетей подтвердили этот факт. 
 
Глава Гильдии фармацевтов Кировограда и собственник «Аптекарь групп» Геннадий Заболотный рассказал, что с конца июля в его компании было несколько проверок. «Одна из них была связана с исследованием рынка и выяснением, кто занимает на нем монопольное положение. АМКУ вовлекает в проверки небольшие сети и предпринимателей, которые априори не могут подпадать под это», — говорит Заболотный. Заболотного сложно заподозрить в монопольном положении на рынке: его сеть насчитывает 12 торговых точек в Кировограде. 
 
По его мнению, активность проверяющих связана с грядущим сокращением госаппарата. В пресс-службе АМКУ до выхода этой заметки на запрос не ответили.
 
В целом аптечная отрасль в Украине — одна из наименее консолидированных и конкурентных. По данным ООО «Бизнес Кредит», по состоянию на 1 сентября в Украине работало 19 285 торговых точек. У крупнейшего игрока «Аптека низких цен» выручка по итогам 2014 года составила 1,3 млрд, или 0,03% общего объема рынка. Для сравнения: в строительном ритейле суммарная выручка сетей «Эпицентр К» и «Новой Линии» составляет почти 22 млрд грн, что равно 88% рынка организованного ритейла, но у АМКУ по этому поводу нет вопросов.
  
«Они хотят показать свою необходимость. Банальная скидка 5% льготным категориям становится объектом исследования. Проверили практически каждую аптеку Кировоградщины. Официально это звучит как информационный запрос, а не проверка, но в ее ходе мы готовим кучу аналитических выборок», — делится Заболотный.
 
Еще один повод для проверок — это соответствие документов требованиям закона о рекламе. По словам одного из топ-менеджеров одной из аптечных сетей, привлечь за нарушение закона о рекламе можно каждую вторую сеть: «Писали и самые низкие, и самые качественные препараты».

«Мы не знаем, по какой причине, но проверяют все: договоры с поставщиками, бонусы, оплаты, на основании чего отправлялись счета по рекламе, по акциям, требуют подтверждение, что это действительно было предоставление каких-то услуг, и так далее. Огромные простыни отчетов», — отмечает директор по маркетингу ТОВ «ТАС ФАРМА» (Аптека Фарма) Юлия Литвиненко. По ее словам, проверка оформлена как информационный запрос, но игнорировать ее нельзя. «У нас был случай, когда мы не отреагировали на запрос, и потом были серьезные проблемы, — вспоминает Литвиненко. — Поэтому мы уже научены, что нужно выполнять моментально все. Парализовано несколько людей, которые формируют отчеты, ищут информацию, копируют».

По мнению председателя правления Николаевской областной фармацевтической ассоциации «ФармРада» Елены Прудниковой, АМКУ пытается выявить скрытую монополию в розничных аптечных сетях через собственников. Комитет направил запросы юридическим лицам и субъектам предпринимательской деятельности, которые занимаются розничной реализацией аптечных средств, для получения информации о собственниках сетей. 
 

«Параллельно комитет запросил не только документы о собственниках, но и договоры, акты переоценок, для того чтобы увидеть цепочку поставок продукции — где возможно завышение цен», — утверждает Прудникова.

По ее словам, кроме всех вышеуказанных документов комитет требует договоры маркетинга.

«АМКУ ранее ввел предписание, что оплата по маркетинговым договорам должна составлять не более 2% от оборота. До этого услуги по договорам доходили до 35%, и производители, заключая такие договоры с сетями, возмещали услуги маркетинга аптекам, что влияло на цену и конкурентную среду, а суммы по этим договорам производитель относил себе на издержки, и с этих средств не платился налог на прибыль. Теперь комитет повторно проверяет, исправили эти нарушения или нет», — поясняет Елена Прудникова.

АМКУ еще в марте обещал проверить аптеки. Однако исполняющий последний год обязанности главы АМКУ Николай Бараш не успел всерьез заняться нарушителями. «Я думаю, что в отношении какого-то количества аптечных сетей, которые в этот период завышали цены, точно будут открыты дела», — говорил Бараш в интервью УНИАН. В мае Верховная Рада назначила новым главой Антимонопольного комитета Украины Юрия Терентьева. 

Авторы: Дарья Златьева, Александр Шокун

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.