Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
В этом году продуктовые ритейлеры откроют меньше магазинов
В первом полугодии продовольственные ритейлеры открыли в полтора раза меньше магазинов, чем в январе-июне 2014-го
За первые шесть месяцев в Украине открылось 140 продовольственных сетевых магазинов, тогда как за аналогичный период прошлого года — 211, такие данные предоставила исследовательская компания GT Partners. «Это самый худший результат за последние пять лет», — признает директор компании Игорь Гугля.
Изменились и лидеры по темпам развития. В этом году рейтинг возглавила компания Fozzy Group, у которой появилось 15 новых магазинов у дома «Фора» и пять супермаркетов «Сільпо». Ритейлер стал единственным из крупных игроков, кто открыл больше магазинов, чем в первой половине 2014-го (11).
Все остальные сети выбрали иную стратегию. Например, лидер прошлогоднего рейтинга — корпорация АТБ за шесть месяцев этого года открыла 10 магазинов, тогда как за первое полугодие прошлого года — 50. В этом году в рейтинг пяти самых динамично развивающихся сетей не попала днепропетровская сеть Varus, а ее место занял львовский конкурент «Близенько».
Источник: исследовательская компания GT Partners Ukraine
Возможные потери
Ритейлеры приостановили развитие по нескольким причинам. В условиях войны думать о развитии не приходится, признает Игорь Гугля. «Существует вероятность, что зона проведения антитеррористической операции будет расширена. Мы надеемся, что это не произойдет, но в текущей ситуации инвестировать в открытие новых магазинов — глупо», — отмечает директор по маркетингу крупной продовольственной сети, пожелавший остаться неназванным. Управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий говорит, что в открытие одного магазина у дома в среднем нужно вложить около 1 млн грн, а в супермаркет — не менее 8 млн грн.
Уровень жизни населения падает, поэтому многие покупатели переориентируются на продукцию эконом-класса, поясняет начальник отдела по связям с общественностью и прессой корпорации АТБ Анна Личман. «В целом по рынку количество проданных товаров сокращается», — замечает она. Совладелец сети супермаркетов «Фуршет» Игорь Баленко подтвердил, что за пять месяцев этого года объем проданных товаров в количественном выражении сократился на 9%. «Впрочем, в денежном выражении есть рост — за этот же период оборот увеличился на 17%», — заметил он. По данным Государственной службы статистики, реальная заработная плата украинцев в мае 2015-го сократилась на 27,6% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.
У сетей нет денег для развития, уверяет совладелец сетей «Таврия-В» и «Космос» Борис Музалев. «Взять кредит сейчас практически нереально», — добавляет он. Собственных средств у сетей нет. Директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко замечает, что у большой части ритейлеров наблюдаются проблемы с оплатой за поставленный товар. «В этом случае поставщики приостанавливают отгрузки, а в магазинах появляются пустые полки», — рассказывает он.
Нестабильность курса привела к увеличению затрат на открытие магазина, где большая часть зависит от курса: ремонт или строительство, оборудование требуют значительно больше инвестиций, чем в докризисный период, добавляет директор департамента маркетинга сети Varus Екатерина Огуряева. «Ряд крупных операторов понесли значительные потери от войны в Донбассе», — замечает она. Как ранее писала ЛІГАБізнесІнформ, практически все украинские ритейлеры вынуждены были отказаться от своего бизнеса на территориях самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Только корпорация АТБ оценила свои убытки в 7 млрд грн.
Небольшие форматы
В первом полугодии ритейлеры в основном открывали магазины небольших форматов. Игорь Гугля говорит, что 74% всех новых объектов — это магазины у дома, тогда как за аналогичный период прошлого года их доля составила 49%. «Сейчас многие потребители отказываются ездить за покупками в магазин: экономят на топливе», — поясняет причину развития именно этого формата Борис Музалев. Его слова подтверждает и исследование, проведенное компанией Nielsen Украина. По их данным, киевляне стали реже посещать магазины, чтобы закупить продукты впрок. В то же время потребители стали делать больше срочных покупок: их доля выросла с 9% в 2014 году до 15% в 2015-м.
По итогам года сети откроют меньше магазинов, чем в 2014-м, полагает Игорь Гугля. Перспектив для активного развития рынка пока нет, что связано с нерадужными прогнозами на этот год. По прогнозам Нацбанка, в 2015-м ВВП Украины упадет на 9,5%, а инфляция составит 48%. Это заставит украинцев еще больше экономить.
Источник: Лига.Бизнес