Несмотря на девальвацию, ритейлеры наращивают объемы собственного импорта

24.06.2015
3594

www.fozzy.ua

Покупая импортные товары самостоятельно, ритейлер может сэкономить до 50% стоимости продукции. Тем самым продукция собственного импорта становится более конкурентной по сравнению с подобными товарами, которые ввозят дистрибьюторы. Но, исключив посредника при импорте, ритейлер может столкнуться с проблемами логистики и таможни, а также с товарными остатками по окончании сезона

Елена Вдовиченко, начальник управления организации цепи поставок «МЕТРО Кэш энд Керри Украина»:

Когда мы начинали свою деятельность в Украине в 2003 году, то основную часть собственного импорта составляла непродовольственная продукция китайских производителей. Сейчас наш ассортимент собственного импорта намного шире, в него входит и пищевая продукция, в том числе такие сложные для транспортировки и хранения категории товаров, как свежие фрукты, овощи, свежая рыба из разных уголков планеты, а также алкогольные напитки.

Основным преимуществом собственного импорта для «МЕТРО Кэш энд Керри Украина» является гарантия качества: на товары собственного импорта мы самостоятельно получаем все необходимые документы, такие как сертификаты качества, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, фитосанитарные свидетельства. Таким образом, мы можем гарантировать, что эти документы были выданы с соблюдением всех требований законодательства Украины. Также, ввиду того что METRO контролирует перемещение товара по всей цепочке поставки от производителя до покупателя, мы можем гарантировать, что транспортировка и хранение товаров производятся с соблюдением всех необходимых условий для сохранности качества товаров и абсолютной безопасности для наших покупателей.

Немаловажным преимуществом собственного импорта является также существенное снижение продажной цены для конечного потребителя: разница между закупочной ценой у импортеров и стоимостью товаров собственного импорта с учетом всех расходов на логистику иногда может доходить до 30–50%.

При организации собственного импорта также увеличиваются и риски компании. Это могут быть задержки при транспортировке, проблемы на таможне, утрата товара во время транспортировки и др. В случае импорта через посредников эти риски берет на себя импортер.

Сергей Налбат, начальник отдела закупок импортных товаров торговой сети «Брусничка»:

В общем ассортименте торговой сети «Брусничка» доля собственного импорта не превышает 5%. Собственный импорт торговой сети «Брусничка» в основном представлен в категории овощи и фрукты. Здесь его доля в декабре достигает 15%. В этом году департамент закупки добавил в ассортимент яблоки из Польши, персики и нектарины из Греции и Грузии. На начало сентября запланирован старт продаж турецких цитрусовых. Кроме овощей и фруктов в сети присутствует чешское пиво, польские макароны, кондитерские изделия собственного импорта.              

Для ритейлера экономия от устранения посредников из цепочки продаж может достигать 40%. Сколько сэкономит при этом конечный потребитель, зависит от политики розничной сети. Может случиться, что для покупателя разница будет вовсе несущественной.

Серьезное преимущество самостоятельного импорта продукции зарубежных производителей — снижение себестоимости и, как следствие, возможность дать более выгодную отпускную цену. Кроме того, данное направление привлекает еще и тем, что сети проще контролировать качество продукции. Ритейлер самостоятельно получает все необходимые документы и может гарантировать, что они были выданы с соблюдением требований законодательства.

Несмотря на существенные плюсы, собственный импорт — достаточно хлопотное дело. Сеть принимает на себя все проблемы, с которыми обычно сталкивается импортер: поиск надежного производителя, потери товара при транспортировке, прохождение таможенного контроля, срыв сроков поставки. Торговые операции с Украиной, по мнению многих зарубежных компаний, являются рискованными, поэтому часто производители настаивают на предоплате.

Сравнение объемов импортируемых нами фруктов и овощей в период весна-лето 2015-го с 2014 годом показывает, что доля растет и пока снижение не планируется. Почему? Потому что собственный импорт — выгодное направление. На такие товары есть стабильный спрос, а значит, сеть может на этом зарабатывать.

Дмитрий Москвичев, директор департамента маркетинга ООО «НОВУС УКРАИНА»:

Доля собственного импорта в общем ассортименте торговой сети «НОВУС» составляет 2,1%. Мы закупаем самостоятельно из Италии, Франции, Литвы, Германии, Китая, Испании, Голландии: оливки и оливковое масло, вино, пиво, воду минеральную, кофе, сухие завтраки и непродуктовую группу.

Цена товара собственного импорта может отличаться от цены аналогичного импортного товара, который завозится через дистрибьютора, на 20–30%, так как исчезает посредник-импортер и его заработок. За пять месяцев 2015 года отмечаем прирост доли собственного импорта, так как мы наращивали линейки. Планируем сохранить долю собственного импорта на текущем уровне.

К существенным плюсам можно отнести: цена ниже, нежели аналоги других импортеров, уникальность ассортимента, так как каждая сеть подбирает товар под себя.

Основными недостатками собственного импорта является малая известность брендов на территории Украины и стабильность ассортимента, так как сложный процесс логистики связан с таможенными процессами и нестабильной экономической ситуацией.

Семен Хомусько, руководитель направления собственного импорта группы компаний Fozzy Group:

Ассортимент собственного импорта «Власний імпорт без посередників» насчитывает свыше 6 000 артикулов постоянных товаров без учета сезонных праздников. Мы заключили прямые контракты с 580 поставщиками оригинальных продуктов более чем из 65 стран. Сотрудничаем как с крупными компаниями, так и с небольшими локальными производителями, продукция которых не представлена в Украине. Если говорить о категориях, то пока мы фокусируемся на замороженной рыбе, морепродуктах, алкогольных, гастрономических товарах, кондитерских изделиях и бакалейной продукции.

Качество — это главное условие, согласно которому Fozzy Group отбирает продукты для импорта в Украину. Наша команда постоянно изучает спрос наших гостей и формирует ассортимент согласно их предпочтениям. Также одной из главных целей направления «Власний імпорт без посередників» является предоставление нашим гостям более привлекательной цены за счет исключения дистрибьюторов из цепочки поставок. Для этого мы разработали удобную и оперативную систему логистики от производителя с соблюдением всех необходимых условий транспортировки груза, уплаты таможенных налогов согласно законодательству Украины. Порой на некоторых товарных группах наши гости могут получить экономию до 40%.

Несмотря на экономическую ситуацию в стране, наши постоянные клиенты остались верны своим гастрономическим «привычкам». Сейчас мы уделяем еще большее внимание развитию направления «Власний імпорт без посередників», потому что в данных реалиях это значительное преимущество наших сетей. 

Алексей Сериков, коммерческий директор ООО «Фудмережа»:

В сегментах food товары собственного импорта составляют в среднем 10–12%, в non-food достигают уровня 50–60%. Если говорить о товарном ассортименте food — это макаронные изделия, кофе и чай; консервированные грибы и ананасы, сыры, хамон, замороженная и охлажденная рыба, вина и пиво, фрукты, а также сезонные и хозяйственные товары, посуда, канцелярские и школьные принадлежности, игрушки, новогодние товары. Основные страны, с которыми мы работаем: Франция, Польша, Германия, Норвегия, Молдова, Румыния, Нидерланды, Китай, Вьетнам и ряд других.

Товары нашего собственного импорта могут быть в два и более раз дешевле импортных аналогов. В данном случае наша основная задача — дать покупателю возможность приобрести качественный товар по доступной для него цене, предоставить выбор.

За пять месяцев 2015-го по сравнению с аналогичным периодом 2014 года объем уменьшился в шт./кг, но в денежном выражении он незначительно возрос за счет девальвации национальной валюты. По итогам 2015 года мы планируем увеличить долю собственного импорта товаров в сегментах fresh.

Из очевидных плюсов собственного импорта стоило бы назвать отсутствие посредников, конкурентную цену при закупке, возможность формирования эксклюзивного предложения для покупателей магазинов нашей сети, лучшей цены на рынке. Из минусов — списания, товарные остатки после сезона.

Автор: Александр Шокун

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.