МЭРТ хочет отменить госрегулирование на социальные товары

15.05.2015
3002

kievvlast.com.ua

Министерство экономического развития и торговли вернулось к идее отмены госрегулирования цен на социально значимые товары. В распоряжении «Апострофа» оказался разработанный ведомством предварительный вариант изменений в постановление Кабмина № 1548. В документе предлагается отменить для поставщиков предельные наценки на оптово-отпускную цену ряда товаров (сейчас не должна превышать 15%), а также максимальный уровень рентабельности для производителей социально значимых товаров

Инициатива министерства не нова. В последний раз МЭРТ выступило с предложением о полной отмене регулирования оптовой и розничной стоимости соцзначимых товаров осенью 2014 года. Однако тогда оно не нашло поддержки в Кабинете министров, так как отмена постановления № 1548 привела бы к обострению социальной обстановки в стране. Вполне вероятно, что министерство в этот раз и предложило частичную отмену госрегулирования. Дело в том, что согласно новым инициативам МЭРТ, розничная стоимость социально значимых товаров под дерегуляцию не подпадает. Более того, ведомство предлагает усилить контроль и дополнительно ввести регулирование уровня вознаграждений, которые поставщики платят ритейлерам. «Скорее всего, речь идет о некоторых дополнительных услугах, за которые платит поставщик. К примеру, бонусы за размещение на полке или плата за вход в сеть и прочее», — говорит специалист консалтинговой компании AT Consulting Андрей Ткаченко.

Министерство также предлагает, чтобы вознаграждение, как и торговая наценка, не превышало 15% к оптовой цене производителя. В список товаров, на которые распространяется данное ограничение, попали мука разных сортов, хлеб весом более 500 г из пшеничной муки высшего, первого и второго сортов, гречневая, овсяная и пшеничная крупы, сахар белый, свинина (кроме мяса без кости), мясо курицы (кроме филе), коровье молоко жирностью до 3% (фасованное в пленку), сыр кисломолочный с содержанием жира до 10%, подсолнечное масло, яйца куриные первой и второй категорий, а также детское питание.

Представители розничных сетей удивились инициативе МЭРТ. «Если отменять регулирование, то для всех игроков рынка, как для производителей и розничных сетей. Иначе создаются неравные условия работы», — говорит генеральный директор продуктовой сети «Фуршет» Евгений Кулинич. Топ-менеджер в одной из крупных розничных компаний отметил, что ранее правительство вводило госрегулирование для сдерживания неконтролируемого роста цен: «Однако сейчас, если убрать контроль цен на уровне производителя и поставщика, то цена для конечного потребителя вырастет, поскольку может быть поставлен любой уровень рентабельности и наценки. А ритейлеры ставят наценку на закупочную стоимость товара».

В то же время исполнительный директор Всеукраинской ассоциации пекарей Елена Жукова уточняет, что в случае отмены госрегулирования повышение уровня рентабельности не будет значительным из-за высокой конкуренции на рынке. «Сейчас уровень рентабельности на социальные сорта хлеба либо отрицательный, либо нулевой. При том, что этот товар покупают не только социально незащищенные слои населения. Разве это правильно?» — говорит госпожа Жукова.

Желание МЭРТ регулировать вознаграждения, которые платят производители и поставщики, розничные сети называют нарушением коммерческих отношений. «Такое регулирование ни к чему не приведет. Так как зачастую сами поставщики предлагают нам оплату, чтобы мы взяли весь их ассортимент товара», — говорит господин Кулинич. Напомним, что инициатива по регулированию вознаграждений поднималась правительством на протяжении последних восьми лет неоднократно. Этот пункт пытались включить в проект закона «О внутренней торговле». В последний раз об этом заявлял Антимонопольный комитет (АМКУ), расследуя картельный сговор между 18 розничными сетями, среди которых такие крупные игроки, как «АТБ-Маркет», «Сильпо» (входит в Fozzy Group), «Велика Кишеня», Metro C&C, Novus и др. Но так как этот вопрос не входит в полномочия ведомства, то АМКУ ограничился введением правил профессионального этикета между контрагентами. «Розничные сети требуют от хлебопеков дополнительную оплату за продвижение товара. Но о какой рекламе может идти речь для такого товара, как хлеб? Однако отказаться от поставок нет возможности, если речь идет о сети с большим количеством магазинов», — говорит гендиректор ассоциации «Укрхлебпром» Александр Васильченко.

Участники розничного рынка отмечают, что даже в случае введения регулирования уровня вознаграждений найдется лазейка, чтобы ее обойти. «Пример тому — рынок России, где поставили ограничения в 10%. Однако сети просто начали иначе называть свои услуги, и в конечном итоге ничего не изменилось», — рассказывает топ-менеджер в одной из крупных розничных сетей.

Источник: apostrophe.com.ua

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.