Что рассказал Николай Бараш на тему «картельного сговора» ритейлеров

13.05.2015
2610

capital.ua

Антимонопольным комитетом Украины рассмотрено дело о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции в виде антиконкурентных согласованных действий между крупными торговыми сетями, которые действуют под брендами «Сільпо», «Фора», «Фуршет», «Велика Кишеня», «ЭКО-Маркет», «Караван», «БИЛЛА», «НОВУС», «Спар», «Бимаркет», «МЕТРО», «АШАН», «АТБ», «Перекресток», «Край и Краина», и исследовательской компанией «АСНильсен Юкрейн»

В ходе расследования был установлен факт существования между сетями информационного обмена. Такой обмен происходил как формализованным, так и неформализованными способами. Во-первых, подавляющее большинство ответчиков предусмотренным договорными обязательствами с «АСНильсен Юкрейн» способом участвовали в обмене информации с высоким уровнем актуальности, детализации и частоты. Кроме формализованного в договорах обмена происходил обмен неформализованных договоренностей с «АСНильсен Юкрейн». При этом уровень детализации, актуализации информации и частота такого обмена в разы превышает необходимый и достаточный уровень для оценки ситуации на рынке, и в то же время является необходимым для обеспечения соблюдения участниками картеля соответствующего согласованного поведения.

Во-вторых, торговые сети регулярно контактировали во время встреч, организованных как «АСНильсен», так и другими организациями. Предметом этих встреч было обсуждение сотрудничества с поставщиками, в частности, недопущение изменения внедренных на рынке подходов сотрудничества с поставщиками, прогнозы развития рынка ритейла, а также тактические и стратегические вопросы сетевой торговли.

Вследствие вышесказанного для торговых сетей был существенно повышен уровень информационной прозрачности о деятельности конкурентов, тогда как другим участникам рынка потребителей и поставщиков такой эффект был недоступен. Неравномерность распределения рыночной информации стимулирует ограничение конкуренции. Следует отметить, что ни одна из торговых сетей не предоставила информации, которая бы свидетельствовала о наличии собственного мониторинга ситуации на рынке в необходимых объемах.

Также Комитетом установлено, что всеми торговыми сетями используется аналогичный механизм взаимодействия с поставщиками, который приводит к подобному необоснованному увеличению цены на товары для конечного потребителя. В частности, это:

  • навязывание поставщикам дополнительных услуг без надлежащего обоснования их содержания и стоимости таких услуг, поставщики вынуждены платить существенные суммы денежных средств в пользу торговых сетей, как правило, в процентном соотношении к стоимости поставленного товара. То есть чем больше стоимость поставленных товаров, тем больше доход сети;
  • использование необоснованно длительных сроков отсрочки платежей за приобретенные ими товары, что приводит к «вымыванию» оборотных средств у поставщиков и фактически является формой бесплатного кредитования торговых сетей со стороны поставщиков;
  • попытка полностью переложить риски розничной торговли на производственный сектор;
  • дискриминация интересов малых и средних предприятий.

Кроме этого, Комитет обнаружил, что некоторые торговые сети-ответчики применяют к поставщикам практику ограничения ценообразования на товары в отношениях с третьими лицами в части снижения цен. Такие практики приводили к завышению себестоимости приобретаемых товаров торговыми сетями на размер сокрытого дохода последних. В результате завышенная себестоимость товара, так же, как и начисленная на ее сумму торговая надбавка, ложатся на плечи конечных потребителей. Указанная ситуация приводит к системному завышению общих показателей деятельности торговых сетей.

В результате таких действий торговых сетей возникли неблагоприятные условия для производителей и поставщиков, что создавало барьеры для инвестиций и инноваций, сдерживало выход на рынок малого и среднего бизнеса. Это привело к существенному завышению цен для потребителей на товары повседневного спроса.

Выводы и предложения Комитета основываются в том числе и на результатах анализа иностранного (особенно западноевропейского) опыта решения аналогичных проблем этого рынка. В частности, Комитетом были проанализированы соответствующие официальные документы по данному вопросу (решения, директивы, выводы и руководства Европейской комиссии, Организации экономического сотрудничества и развития, Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) и других авторитетных конкурентных ведомств).

Также в ходе рассмотрения этого дела Комитетом были проведены консультации с ведущими украинскими и международными экспертами и учеными (ученые Института экономики и прогнозирования Академии наук Украины, эксперты ОЭСР и европейских конкурентных ведомств) во время встреч, семинаров и форумов.

Учитывая вышесказанное, а также, в частности, участие ответчиков в разработке Правил профессиональной этики в сфере взаимоотношений между торговыми сетями, осуществляющими деятельность по розничной торговле в неспециализированных магазинах преимущественно продовольственными товарами; негативное влияние крупных штрафных санкций в дальнейшем на поставщиков и потребителей; сложное финансово-экономическое положение сферы розничной торговли в Украине, Антимонопольным комитетом Украины наложен штраф в совокупном размере 203,616 млн грн.

Так, на торговые сети наложены штрафные санкции за два нарушения:
ООО «Фоззи-Фуд» (Сільпо) — 78,4 млн грн;
ООО «Фора» (Фора) — 11,1 млн грн;
ЧАО «Фуршет» (Фуршет) — 0,056 млн грн;
ГП «Фуршет Центр» (Фуршет) — 2,9 млн грн;
ГП «Траверс Маркет» (Фуршет) — 0,680 млн грн;
ГП «Фуд-Центр» (Фуршет) — 0,680 млн грн;
ООО «Фудмаркет» (Велика кишеня) — 6,5 млн грн;
ООО «ЭКО» (Эко-Маркет) — 0,100 млн грн;
ООО «Адвентис» (Караван) — 4,6 млн грн;
ООО «БИЛЛА-Украина» (БИЛЛА) — 4,6 млн грн;
ООО «Край-2» (Край и Краина) — 1,5 млн грн;
ООО «НОВУС Украина» (НОВУС) — 9 млн грн;
ООО «СПАР Центр» (Спар) — 0,680 млн грн;
ООО «Мепромаг» (Бимаркет) — 0,680 млн грн;
ООО «МЕТРО Кэш энд Керри Украина» (МЕТРО) — 23,4 млн грн. 

Также на торговые сети наложен штраф за одно нарушение:
ООО «Ашан Украина Гипермаркет» (АШАН) — 9,4 млн грн;
ООО «АТБ-маркет» (АТБ) — 48,6 млн грн;
ООО «Икс 5 Ритейл Групп Украина» (Перекресток) — 0,340 млн грн. 

ООО «АСНильсен Юкрейн» оштрафовано на 0,400 млн грн.

Вместе с тем Комитет предоставил ответчикам обязательства, выполнение которых существенно улучшит ситуацию на рынке, а именно: 

1. ООО «АСНильсен Юкрейн», ООО «Фоззи-Фуд», ООО «Фора», ЗАО «Фуршет», ГП «Траверс Маркет», ГП «Фуд-Центр», ООО «Фуршет Центр», ООО «Фудмаркет», ООО «ЭКО», ООО «Адвентис», ПИИ «БИЛЛА-Украина», ООО «Край-2», ООО «НОВУС Украина», ООО «Спар Центр», ООО «Мепромаг», ООО «МЕТРО Кэш энд Керри Украина» прекратить нарушение законодательства о защите экономической конкуренции в течение 2-х месяцев со дня получения решения путем приведения своей деятельности по получению и распространению информации в соответствие с требованиями законодательства о защите экономической конкуренции.

2. ООО «Фоззи-Фуд», ООО «Фора», ЗАО «Фуршет», ГП «Фуршет Центр», ООО «Ашан Украина Гипермаркет», ООО «Фудмаркет», ООО «АТБ-маркет», ООО «ЭКО», ООО «Адвентис», ПИИ «БИЛЛА-Украина», ООО «Край-2», ООО «НОВУС Украина», ЗАО «Икс 5 Ритейл Групп Украина», ООО «Спар Центр», ООО «Мепромаг» и ООО «МЕТРО Кэш энд Керри Украина» прекратить нарушение законодательства о защите экономической конкуренции в течение 2-х месяцев со дня получения решения путем приведения своей деятельности, в том числе договорных отношений с поставщиками и/или производителями товаров и подходов к ценообразованию для своих потребителей, в соответствие с законодательством о защите экономической конкуренции.

Источник: пресс-служба АМКУ

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.