Электронные накладные в 2022 году будут обязательны. Что изменится для бизнеса?

30.12.2021
2281

Фото: Liga

С 1 августа обязательна только электронная форма товарно-транспортных накладных (ТТН). О том как она будет работать и что именно сделать бизнесу, чтобы подготовиться к новым правилам рассказал Liga один из разработчиков новой системы е-ТТН Антон Зинченко, руководитель проектов в сфере цифровизации ОО "Институт аналитики и адвокации".


Как работает система ТТН сейчас

Товарно-транспортные накладные относятся к трем участникам: грузоотправитель, перевозчик, получатель. Согласно действующему законодательству, для каждого из них должны быть созданы отдельные экземпляры накладной. Но бизнес печатает по четыре экземпляра – чтобы последний со всеми подписями вернулся к заказчику, и тот смог рассчитаться с перевозчиком.

Переход в "цифру" обещает ускорить процессы обмена накладными более чем на 90%.

Создавать e-TTN украинские предприниматели могут на популярных платформах электронного документооборота. Сейчас аттестованы восемь провайдеров таких услуг: "Вчасно", "Документ-онлайн", EDIN, "ППЛ 33-35", MEDoc, "Совтес", "Смарттендер", "Оптіма ДОК".

Чтобы процессы обработки электронных документов работали должным образом, и все участники цепочки могли обмениваться ими – и отправитель, и транспортная компания, и грузополучатель должны использовать систему электронного документооборота, которая имеет интеграцию с центральной базой данных Министерства инфраструктуры Украины.

Однако даже при использовании электронных форм всеми тремя участниками, бизнес пока все равно должен иметь одну бумажную копию со всеми подписями. Именно ее требуют инспекторы Государственной службы безопасности на транспорте, поскольку им пока не хватает оборудования для проверки электронных документов и нет доступа к базе данных.

Когда заработают новые правила

Поскольку приказ МИУ не регулирует условия создания и обмена е-ТТН, мы при поддержке международных доноров предложили внести соответствующие изменения в законопроект "Об автотранспорте" - с 1 октября он вступил в силу. Закон дает определение реестра товарно-транспортных накладных, необходимого для создания общей базы данных. И это ключевое отличие от действующей системы – благодаря реестру удастся избежать существующих проблем.

Теперь правительству осталось принять постановление о функционировании реестра – после этого с 1 августа 2022 года е-ТТН станет обязательным для всех перевозок общей группы товаров.

Для кого электронные накладные станут обязательными?

с 1 августа обязательными е-ТТН станут для бизнеса, перевозящего товары общей группы и где получателем товара является юридическое лицо. Для случаев, когда получателем является физическое лицо, впоследствии тоже попытаемся предоставить инструменты для е-ТТН, но пока это сложно организовать по ряду причин, в частности, потому что конечные потребители в большинстве своем не имеют электронных подписей.

Больше всего от внедрения е-ТТН выигрывает логистический бизнес – не нужно будет возить кучу документов. А готовый к их внедрению больше всего ритейл – тот уже использует электронные накладные для взаимодействия со своими поставщиками.

Как подготовиться к этому бизнесу?

Первый совет для бизнеса – осознать, что, несмотря на скепсис е-ТТН, действительно станет обязательным уже с 1 августа. Вторая: понять, какую роль выполняет ваш бизнес в цепочке обеспечения товарами и адаптировать свои процессы под использование электронной формы.

Уже сейчас следует выбрать своего провайдера, с которым будет удобнее работать. Тогда есть все шансы получить от него не пакетный набор услуг, а действительно рабочий адаптированный под ваш бизнес-продукт.

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.