Glovo развивается на рынках присутствия, в том числе, за счет поглощения других сервисов. Может ли компания действовать аналогичным образом в Украине и купить Zakaz.ua?

17.12.2021
1608

24 канал

В ноябре 2021 года стало известно о том, что испанский сервис по доставке еды Glovo планирует купить украинский сервис Zakaz.ua. Последний сразу же отрицал факт предполагаемой сделки. Позже в комментарии Retailers представители Glovo ответили, что эту информацию в компании не могут ни подтвердить, ни опровергнуть. Retailers разобрался, как масштабируется сервис доставки на других рынках и насколько велика вероятность сделки с Zakaz.ua.


Очевидно, что пандемия стала драйвером развития e-grocery в Украине, где с сентября 2020 года количество визитов на сайты доставки продуктов выросло на 72% и продолжает расти. При этом количество уникальных пользователей этой категории сайтов выросло на 41%, а количество переходов на сайты, позволяющие сделать оплату заказов — в 1,5 раза.

По оценкам Glovo, украинский рынок доставки вырос в 2020 году в 6-7 раз по сравнению с 2019 годом. По их данным, компания является лидером на украинском рынке, занимая долю в 75-80%. В Украине конкурентами Glovo по доставке еды являются Raketa и Bolt Food. 

А когда Glovo начал доставлять продукты в июле 2021 года, то столкнулся с сильным конкурентом — Zakaz.ua, который, в отличие от Glovo, занимается запланированной доставкой продуктов до 40 кг из супермаркетов. Партнерами компании выступают почти все крупные супермаркет-сети — Novus, Metro, Ultramarket, “Ашан”, Varus, “Еко-маркет”, “Таврия В”, “Рынок “Столичный”, кроме "АТБ" и проектов Fozzy Group. Однако с последними работает Glovo — в частности, осуществляет доставку из “Сильпо”, “Форы” и "АТБ".

Как ведет себя Glovo на остальных рынках и почему слухи о покупке Zakaz.ua могут оказаться правдой?

Glovo — “единорог”. У компании приблизительно 10 млн активных клиентов и $1,2 млрд инвестиций с начала работы от разных венчурных компаний. 

Выходя в новые для себя страны Glovo, в большинстве случаев, поглощает какого-то местного игрока. Например, в марте 2016 года компания купила итальянский стартап Foodingo, а в ноябре 2019 года — польскую платформу PizzaPortal. 

После привлечения в апреле текущего года 450 млн EUR инвестиций в рамках раунда F, испанский стартап заявил об амбициозных планах по развитию своего нового подразделения Q-Commerce, которое занимается быстрой доставкой, в том числе, продуктов из собственной сети дарк сторов, которые компания запускает в определенных странах. 

В 2021 году сервис приобрел компанию Delivery Hero Foodpanda за 170 млн EUR в Румынии и Болгарии, сервисы Donesi в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине и Pauza — в Хорватии. В сентябре компания купила словенскую службу доставки еды Ehrana. Генеральный директор Glovo Оскар Пьер рассматривал покупку Ehrana как возможность для Glovo выйти на новый рынок и еще больше укрепить свое влияние в регионе, где услуги онлайн-доставки становятся все более популярными. 

Одними из последних активов, которые приобрела компания, стали сервисы Lola Market в Испании и Mercadao в Португалии. Цель покупки — расширение возможностей подразделения Q-Commerce. По данным Glovo, в 2021 году подразделение быстрой доставки достигнет валовой стоимости транзакций около 300 млн EUR, а к концу 2022 года вырастет до 1 млрд EUR.

Летом 2021 года первые дарксторы начали появляться в Киеве, а осенью такой магазин открылся во Львове. Всего в столице и регионах, включая Харьков, Одессу, Львов и Днепр, Glovo планировала открыть до 30 таких точек.

Как рассказывал Retailers вице-президент подразделения Q-commerce компании Glovo Даниэль Алонсо, инвестиции в развитие направления Q-Commerce в Украине составляют 15 млн EUR — сюда же входит аренда и реновация помещений. 

 Фото: Retailers

Пандемия дала толчок для развития новых сервисов быстрой доставки продуктов. Помимо Glovo, в Киеве из темных магазинов доставляют Goodex, Turbo.ua и Cooker, которые предлагает быструю или плановую доставку. 

Что говорят эксперты 

В комментарии Retailers специалист Concorde Capital Алексей Авраменко оценил стоимость Zakaz.ua в $70-$80 млн. Он отмечает, что покупка должна быть интересной для Glovo, так как позволяет масштабировать свой бизнес с выходом в новую нишу. «Glovo уже достигла лидирующих позиций в сфере доставки еды из заведений общественного питания», — отметил Авраменко. 

Ain.ua первым сообщил о том, что Glovo может купить Zakaz.ua. Однако последний опроверг это. 

Позже опрошенные эксперты Forbes оценили возможность сделки как позитивную и оценили ее в $30-40 млн, что вдвое ниже, чем предполагалось ранее. На это повлияло несколько факторов — отсутствие глобального масштабирования Zakaz.ua и конкуренции, ведь ни одна ритейл сеть не сможет купить такой стартап по доставке еды, ведь с ним перестанут сотрудничать контрагенты, что может навредить бизнесу. 

Автор: Александр Шарипов

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.