Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Есть ли место для специализированных магазинов среди маркетплейсов? Рассказывает CEO Rozetka Владислав Чечеткин
Фото: Retailers
Последние годы популярность маркетплейсов в Украине растет. Модель, по которой ритейлеры могут расширить категории товаров, а, значит, заполучить больше аудитории и продаж, привлекает специализированных ритейлеров, например, “Эпицентр”, “Алло” или Kasta. Но что делать другим игрокам в эпоху маркетплейсов, в особенности, нишевым? Во время конференции Promodo Partners CEO маркетплейса Rozetka Владислав Чечеткин, рассказал, как специализированным магазинам искать своего покупателя и почему не стоит бояться маркетплейсов. Retailers приводит основные тезисы его выступления.
Rozetka — путь от специализированного магазина до крупнейшего маркетплейса
Rozetka была специализированным магазином примерно 16 лет назад. В 2008 году компания начинала постепенно становиться маркетплейсом, добавляя новые категории. Сегодня у Rozetka более 3 млн посетителей каждый день. Это однозначно самый большой товарный сайт из всех ресурсов, посещаемых украинцами — примерно 60% товарного поиска в Украине начинается с Rozetka и Prom.
Rozetka — это не только маркетплейс, но и источник знания о товаре. Примерно 80% всех украинских покупателей в процессе покупки взаимодействуют с Rozetka: приходят сравнить цены и почитать отзывы, посмотреть обзоры.
При этом у онлайн-рынка существует большой потенциал для разных игроков. Ежегодно рынок растет быстрыми темпами: примерно 30% роста в 2020 году и примерно столько же в 2021 году. По общему мнению это второй результат в Европе после Турции. При этом нам есть куда расти, ведь доля e-commerce в розничных продажах в Украине всего лишь порядка 8%. По прогнозам, онлайн вырастет еще в 5-6 раз.
Rozetka обеспечивает клиентский опыт на 360 градусов — для заказов онлайн у нас есть приложение и версия для ПК, для тех, кто хочет подробнее ознакомиться с товаром и получить консультацию, у нас есть офлайн точки.
Задача маркетплейса — развивать товарооборот. Я пытаюсь создать перекресток всех дорог в интернете и вижу нас как большой торговый центр. Однако я очень верю в предпринимательство. Предприниматели двигают этот мир, ведь 5% людей, которые относятся к этой категории, создали все, что нас окружает.
Нишевые магазины. Что нужно чтобы взлететь?
Уникальный продукт. Вы можете жить как stand-alone бизнес, находить качественную аудиторию дешево, потому что больше ни у кого нет такого продукта. Однако уникальный товар нужно уметь правильно рекламировать.
Автоматизация процессов. Автоматизировать бизнес-процессы необходимо хотя бы потому, что стоимость живых сотрудников увеличивается. В первую очередь автоматизация касается IT-процессов, механизации на складах и в магазинах. К тому же крупные системные компании используют такие технологии как искусственный интеллект и машинное обучение. В будущем это поможет создать уникальную витрину под каждого человека. Amazon тому пример — у каждого покупателя разный набор предлагаемых платформой товаров.
Положительная Unit-экономика. Не секрет, что сотрудничество с Google, "Новой почтой" или любыми другими сервисами, которые помогают продавать, компании платят больше чем зарабатывают. Не многие отдельно стоящие бизнесы могут позволить себе работать с такими сервисами и не уходить "в минус".
Customer Journey. Нужно не забывать, что покупка товара — это один из этапов покупательского пути. Радость от покупки проходит достаточно быстро, и нужно сделать так, чтобы клиент в следующий раз при покупке пришел в ваш магазин, обеспечив сервис или обратную логистику.
Стоит ли рассматривать маркетплейс как инструмент или как конкурента?
Нет смысла гнаться за экспертизой, которой у вас нет. Нет смысла гнаться за экспертизой, где уже победили масштабные системы.
Нужно сотрудничать. Маркетплейс дает трафик и покупателей. В рамках маркетплейса можно строить свой бизнес, параллельно развивая свой отдельно стоящий офлайн-магазин.
Я считаю, что нет места для отдельно стоящего бизнеса, который не сотрудничает с другими и делает все сам, как это привыкли делать большинство мелких игроков.