Как существуют бизнес-модели на рынке доставки еды и продуктов? Рассказывает Игорь Шрамко, Bolt Food Ukraine

14.06.2021
1764

Фото: Depositphotos

Из-за пандемии коронавируса и карантинных ограничений увеличилось количество онлайн-заказов, выросла капитализация онлайн-ритейлеров и маркетплейсов. Инвесторы стали обращать внимание на компании, которые специализируются на доставке. Фудтех-ритейл тоже не стоял на месте. За последний год активно начали появляться dark store, dark kitchen и онлайн-супермаркеты. Согласно отчету Nielsen и Института маркетинга пищевых продуктов (FMI), к 2025 году онлайн-продажи продуктов питания и напитков достигнут $143 млрд. А к 2022 году потребители будут тратить $100 млрд ежегодно покупая онлайн продтовары. Какие новые рабочие модели бизнеса создает эволюция сервисов доставки, рассказал в своей колонке “Экономической правде” региональный менеджер компании Bolt в Украине Игорь Шрамко. 


  • Платформа, которая является посредником между клиентом, магазином и курьером. В такой бизнес-модели главный вопрос — кто соберет ваш заказ в магазине? Одним из вариантов решения является курьер. Он одновременно выполняет функцию "пикера" — то есть сотрудника, который перемещается по супермаркету и собирает заказ.

Вторым решением является сотрудник магазина, который собирает и упаковывает заказ в то время, когда за ним придет курьер.

В такой бизнес-модели сторона, которая взяла на себя "пикинг", несет дополнительные расходы. Как правило, она же и получает более выгодные условия, бóльшую прибыль. А магазин, который нанимает отдельных сотрудников для сбора заказов, может иметь меньшую комиссию на платформе.

  • Сервис доставки, который создает dark store — собственный магазин без покупателей. Это склады, расположенные в разных точках города, куда можно прийти и приобрести товар, выбрав его на полке.

Товар можно заказать только через сайт или приложение сервиса. Количество dark store, позволяющих заказывать продукцию из любой части города с возможностью быстрой доставки — один из критериев успешности таких сервисов.

Вторым критерием является постоянное увеличение ассортимента продукции, чтобы клиент всегда мог найти необходимый товар и ему не приходилось для этого ехать в магазин.

  • Сеть супермаркетов, которая имеет свой сервис доставки. Преимуществом таких крупных супермаркетов (например, "Сильпо") можно считать больший ассортимент продукции на заказ, низкую цену по сравнению с dark store, а также снижение затрат на сбор заказов благодаря тому, что сотрудники супермаркета могут выполнять функцию "пикеров".

Другие модели

Существуют также и менее распространенные модели этого бизнеса. 

  • Доставка "с огорода к столу": сервис позволяет организовать продажу и доставку фермерской продукции непосредственно клиенту.

В Украине подобную модель применяет Seadora: несколько кликов, и рыбак из Украины, Греции, Норвегии или любой другой страны специально для вас вылавливает рыбу, которую вам же и доставят на выходных.

  • Продажа готовых наборов продукции для приготовления различных блюд. Потребителю предоставляется возможность заменять ингредиенты на свой вкус и усмотрение. Это могут быть салаты из различных овощей, фруктовые наборы, суши-сеты и множество других вариантов.

Трансформации

Во-первых, уже понятно, что розничная торговля будет тяготеть к переходу на модель dark store. А значит, торговым представителям предстоит изучать вкусы, пищевые привычки и предпочтения своих потребителей, чтобы создать идеальное и максимально индивидуальное предложение (они будут знать, кто, что и в каком количестве покупает через интернет или в обычном магазине).

Во-вторых, они смогут "настроить" цены, ассортимент и доставку, в зависимости от местонахождения и типа магазина. Для этого потребуются внедрение и оптимизация таких технологий, как искусственный интеллект. 

Фото: Depositphotos

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.