Сможет ли АМКУ заставить торговые сети снизить цены на продукты

26.03.2015
2156

sunny7.ua

АМКУ обвиняет ритейлеров в завышении цен на продукты питания и рекомендует их снизить. Сети не спешат менять цифры на ценниках в меньшую сторону
Между продуктовыми ритейлерами и Антимонопольным комитетом (АМКУ) очередной конфликт. Изучив ценовые колебания в период ажиотажного спроса 21-28 февраля, антимонопольное ведомство предложило сетевикам "рассмотреть рекомендации о принятии мер по снижению розничных цен". Предыдущий крупный конфликт между АМКУ и сетями супермаркетов закончился угрозой начисления рекордного штрафа до 20 млрд грн, правда, впоследствии ведомство уменьшило требования. 

В этот раз речь о гигантских штрафах пока не идет, но если ритейлеры не снизят цены, АМКУ не исключает возможности "наказания гривней".

ЛІГАБізнесІнформ разобралась, сумеет ли АМКУ снизить цены на продукты в супермаркетах.

Операторы сетевой розницы дружно утверждают, что претензии антимонопольщиков необоснованны: цифры на ценниках росли из-за действий поставщиков. И если они выполнят требование АМКУ, то будут работать в убыток. "Мы уже понесли колоссальные потери и фактически лишились оборотных средств, - эмоционально описывает ситуацию совладелец сети маркетов "Таврия-В" Борис Музалев. - В нынешней катастрофической экономической ситуации с такими инстанциями, как АМКУ, мы просто разоримся и закроемся".

"Резкое подорожание продуктов питания - вина не ритейлеров, а производителей и поставщиков, - вторит коллеге владелец сети "Фуршет" Игорь Баленко. - Опасаясь дальнейшей девальвации, многие из них завышали отпускные цены, а наша наценка была не больше обычной". Пресс-служба Metro Cash & Carry Украина тоже утверждает, что торговая сеть соблюдает требования законодательства Украины и наценка на социально значимые товары не превышала нормативных значений.

По словам Баленко, резкое повышение отпускных цен поставщиками вполне объяснимо: расходы выросли как по причине поднятия тарифов (на электроэнергию, газ, отопление), так и из-за привязки к курсу доллара (оборудование, ГСМ, расходные материалы). "Глупо ожидать, что компании будут работать себе в убыток, а в условиях курсовой нестабильности ряд контрагентов предпочел перестраховаться и заложил больший курс, чтобы получить ресурсы для дальнейшей работы", - говорит бизнесмен.

Рекомендации АМКУ по снижению розничных цен Игорь Баленко считает запоздалыми: после пика роста в конце февраля, как только гривня стабилизировалась, стоимость продуктов в магазинах тоже пошла вниз. "Поэтому нынешнее требование АМКУ - очередной популистский шаг этого органа, товары подешевели без всяких указаний от антимонопольщиков", - эффектно завершает совладелец Фуршета.

Поставщики не так однозначны в критике предложения АМКУ. "Сети часто продают товар, закупленный на условиях отсрочки платежа, которая может доходить до 50 дней, - объясняет президент Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. - А по некоторым категориям, например крупам, ритейлеры задерживают оплату до полугода, но при этом цены в магазинах выросли и на эти товары". Также он ставит под сомнение утверждение, что сети купили все втридорога, когда гривня девальвировала галопирующим темпом, и теперь продают этот дорогой товар. По информации Дорошенко, многие производители и посредники вообще прекращали поставки в супермаркеты в период резкого падения гривни, и обвинять их, что цены в магазинах росли по их вине, - абсурд. Он уверяет, что в ряде случаев торговые сети, испытывая нехватку средств и не закупая товар, повышали цены на продукты для получения оборотного капитала.

В то же время Дорошенко не думает, что это была распространенная практика: скорее, подобным образом дополнительный доход генерировали лишь некоторые операторы. 

Руководитель аналитического подразделения консалтинговой компании ААА Мария Колесник также допускает, что в некоторых случаях маркеты могли завышать розничную стоимость товара, купленного по низким ценам. "Но это можно установить лишь после расследования и сверки контрактов, - предупреждает она. - Ведь многие операторы действительно вынуждены были покупать дорогие продукты, плюс выросли расходы на фасовку и брендирование продуктов собственных торговых марок".

По реакции сетевиков понятно, что они не планируют прислушиваться к рекомендациям АМКУ и снижать цены товара. "У нас много продуктов закуплено в период высоких цен, продавать их себе в убыток не хотим и не будем: ситуация и так крайне сложная, - рассказывает представитель одного из операторов. - Кроме того, резко выросли накладные расходы: свет, электроэнергия, торговое оборудование, топливо. Все эти статьи также включаются в продажную цену, иначе мы не выживем".

Эксперты в целом согласны с ритейлерами: существенного снижения цен ждать не стоит. Мария Колесник указывает, что после стабилизации курса поставщики сразу уменьшили отпускную стоимость продуктов, и сейчас во многих маркетах цены уже заметно ниже пиковых. При этом рост расходов на фасовку и логистику не позволяет торговым сетям вернуть их на уровень начала февраля. Алексей Дорошенко считает, что ряд операторов все-таки вынужден были закупать продукцию по высокой стоимости и сформировавшиеся дорогостоящие товарные запасы будут продаваться еще некоторое время по повышенным ценам.

"Уверен, что все ритейлеры ответят АМКУ, что рекомендации учтены, но на полках все равно можно будет найти продукты по завышенным ценам, - прогнозирует Дорошенко. - Их могут переместить из центральных магазинов в периферийные, но продавать ниже закупочной цены никто не будет". Он допускает, что сетевики предпочтут рисковать выплатой штрафов, если АМКУ найдет нарушения, но не нести гарантированные потери.

Источник: ЛІГАБізнесІнформ 

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.