Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
"Все кардинально изменилось после карантина", – генеральный директор “АТБ” Борис Марков о развитии e-commerce в интервью Delo.ua
Фото: delo.ua
Сеть "АТБ" насчитывает 1144 магазина в 293 населенных пунктах по состоянию на 22 июля 2020 года. С начала года компания открыла 61 новый магазин и 15 после реконструкции. Магазины в новом формате демонстрируют лучшие показатели товарооборота. Ритейлер планирует открыть новые распределительные центры в Харькове и в Хмельницкой области, инвестировать в развитие IT и e-commerce, и ускорить скорость рестайлинга старых "синих" АТБ до 70 точек в год. Об этом в интервью Delo.ua рассказал генеральный директор "АТБ" Борис Марков. Публикуем основное.
О развитии e-commerce
Что касается развития e-commerce, то мы придерживались выжидательно-подготовительной позиции. Но все кардинально изменилось после введения карантина. За два месяца корпорация "АТБ" воплотила в жизнь сразу несколько диджитал-проектов.
Уже 20 марта стартовал совместный с Rozetka и "Новая почта" пилотный проект доставки продуктов и товаров первой необходимости тем, кто был в зоне повышенного риска заражения. За две недели география проекта охватила почти 8 000 населенных пунктов, где работает "Новая почта". Этот проект уникален, ведь он на 100% социальный. Компании работали с нулевой прибылью, покрывая только расходы на его реализацию.
В течение двух месяцев заработал наш собственный интернет-магазин, 6 апреля мы запустили технологию click & collect, когда можно заказать товары онлайн, выбрать временной слот в удобном для потребителя магазине и забрать заказ, оплатив его на месте. Сначала сервисом могли воспользоваться в Днепре и области, с 24 апреля - по всей Украине, примерно в 300 городах, где есть магазины "АТБ".
На сегодня интернет-магазин работает по полному циклу: от заказа и оплаты товаров онлайн до адресной доставки заказанного до дверей клиента. С июня мы масштабируем сервис по всей стране.
Об инвестициях в логистическую инфраструктуру
Одной из важнейших задач является построение в новых регионах эффективной логистики. Сегодня в логистическую инфраструктуру "АТБ" входят десять современных мультитемпературных распределительных центра категории "А" общей площадью более 200 000 кв. м. Грузооборот РЦ составляет ежегодно более 2,5 млн тонн. Они обслуживают 95% товарооборота всех магазинов сети.
Продолжается работа по развитию и модернизации логистической инфраструктуры. Сейчас находимся в активной фазе строительства собственного распределительного центра в Харькове. Планируем ввести его в эксплуатацию в начале следующего года, а во втором квартале – запустить собственную логистику в Харьковском регионе, заменив два арендованных РЦ.
Также в активной фазе приобретение земельного участка в Хмельницкой области под строительство нового распределительного центра. По нашим планам, строительство начнется 2021 году, а в первой половине 2022 года рассчитываем получить его в свое распоряжение и запустить полный комплекс складских операций.
О развитии IT
Не менее важным является совершенствование бизнес-процессов. Компания постоянно внедряет новые IT-решения, в частности с участием международных экспертов. Нужно правильно определять направления развития, прогнозировать новые вызовы и угрозы рынка, а также адаптировать систему управления таким образом, чтобы компания не теряла обороты. При внедрении инновационных систем в управлении бизнес-процессами компания применяет проверенные временем решения, чтобы сократить расходы на ошибки и повысить доходность инвестиций.
Сейчас идет развитие систем BI и ERP, их доработки под требования компании, и действующее законодательство. Для автоматизации процессов сети внедрена ERP-система ORACLE Retail компании ORACLE. Она позволяет управлять большинством процессов - от корпоративных справочников до решения вопросов ассортимента и цен товаров на полках. Также внедряются системы класса SRM для работы с поставщиками и CRM для управления взаимоотношениями с покупателями.
О новых форматы АТБ
Современный дискаунтер – это магазин с низкими ценами и одновременно максимально комфортными условиями. Это маркет, где используют новейшие технологии строительства, освещения и энергосбережения. Это «свой» магазин, максимально приближенный к покупателю, своеобразный элемент местного дизайна. Но симпатии потребителей уже не ограничиваются ценовым уровнем и ассортиментом товаров, их все больше волнуют вопросы экологичности, энергоэффективности оборудования и помещений, вопросы обращения с отходами и многое другое.
Корпорация стремится максимально учитывать эти тренды. Несколько лет назад мы пришли к выводу, что покупателю важно различать подформаты. Нам, с одной стороны, нужно дать клиенту четкую, понятную и простую идентификацию магазина. А с другой - разделять составную часть продукта в виде сервиса, ассортимента и оборудования, которое будут отличаться в разных форматах.
Речь идет об обновлении торговых объектов, внедрении новых технологий и решений. По состоянию на июль этого года из 1137 магазинов примерно треть работает в обновленных форматах. Эти магазины показывают более высокие результаты по сравнению с традиционными маркетами сети.
В конце 2016 мы ввели серию экспериментов, цель которых – повышение эффективности работы магазинов, удовлетворение потребительских запросов и улучшение комфорта для покупателей. Программа рестайлинга в так называемый черный "АТБ" сегодня охватила примерно треть магазинов, почти все новые торговые объекты открываются в этом подформате. С интенсивностью 50-60 магазинов в год постепенно обновляем имеющиеся точки. Планируем ускорить темпы рестайлинга до 70 маркетов в год и переформатировать всю сеть "синих" магазинов.
По росту эффективности обновленных магазинов, то все зависит от параметров реконструкции, изменения площади, локации и конкурентной среды. Диапазон роста магазинов после рестайлинга находился в пределах от 10 до 100%. Высоких показателей достигают единицы, что обусловлено перестройкой и существенным расширением магазина, когда небольшая торговая точка превращается в полноценный маркет с большим паркингом и дополнительными сервисами.
Также в наших планах окончательно определиться с магазинами среднего формата: утвердить их ассортиментную матрицу, уровень сервиса и торговую наценку.
Кроме того, обсуждаем и прорабатываем дополнительные нестандартные подформатов. Думаю, они станут приятным сюрпризом для наших потребителей и неприятным – для наших конкурентов. Это будут кардинальные изменения по сравнению с тем, что у нас есть сейчас.