"...Мы учимся системно реализовывать гречку, туалетную бумагу и антисептики", – Владислав Чечеткин, основатель и совладелец Rozetka

03.04.2020
2821

Фото: из видео-интервью "Зе Интервьюер"

В конце марта основатель маркетплейса Rozetka Владислав Чечеткин  написал на Facebook, что из-за карантина им начало поступать так много заказов на продукты питания, что компании не хватает мощностей. Как маркетплейс работает в кризис, Чечеткин вкратце рассказал изданию MC.Today. Приводим материал полностью.


У нас появилась новая статья расходов: карантинные меры 

Это обслуживание всех точек самовывоза и обеспечение курьеров. Мы в огромных объемах закупаем маски и защитные очки для сотрудников, в каждой точке самовывоза есть санитайзеры и напольные указатели о соблюдении расстояния в очереди.

Под угрозой оказались проекты с долгим сроком окупаемости. Затраты на операционную деятельность компании полностью покрываем. Сейчас очень сложно каждый день доставлять людей на рабочие места. На это тоже уходит много ресурсов − и финансовых, и операционных.

Что касается прибыли, то говорить об этом сейчас сложно, поскольку ситуация меняется каждый день. У нас заметно выросла стоимость обработки заказов. Чек стал длиннее, но сумма всех покупок уменьшилась, ведь сами товары в чеке теперь дешевле. Это связано с тем, что сейчас спрос приходится на продукты и товары первой необходимости.

У нас в компании работают около 4 000 сотрудников. Никого из них не увольняли. Зарплаты также не сокращали и не планируем в ближайшее время. Средств хватает, поэтому будем до последнего удерживаться на привычном уровне.

В первый же день карантина мы перевели на "удаленку" более тысячи сотрудников. Но есть работники складов, курьеры и экспедиторы – они по-прежнему каждый день ходят на работу. Мы закупили для них защитные маски, очки и санитайзеры, а также организовали трансфер. С ребятами на "удаленке" мы каждое утро устраиваем планерку по видеосвязи: обмениваемся новостями, составляем план на день и определяем приоритеты каждого отдела. Чаще всего используем Discord и Zoom.

Сейчас мы, по сути, закрываем ежедневные потребности украинцев

У нас покупают то, за чем раньше ходили в супермаркеты. Клиентов и заказов стало в разы больше: люди, которые предпочитали покупать офлайн, начали заказывать через сайт. Больше покупают продукты питания и бытовую химию. Мы наблюдаем небывалый рост продаж товаров для фитнеса – на 250 %. Еще на 280 % популярнее стали товары для творчества, на 156 % – настольные игры и на 40 % – книги. Интерес покупателей к бытовой технике и электронике снизился на 37%. Теперь вместо продажи мобильных телефонов, наушников и других устройств мы учимся системно реализовывать гречку, туалетную бумагу и антисептики.

В последние две недели мы постоянно сталкиваемся с перегруженными линиями контакт-центра и нехваткой курьеров. Потому что часто клиенты выбирают самовывоз, но, увидев длинные очереди на точках, перенаправляют товар на доставку курьером. Сейчас работаем над развитием отдела логистики: привлекаем новых работников на склады, а также курьеров и экспедиторов.

С тех пор как начался карантин, свободного времени практически нет

В компании постоянно происходят изменения, нам нужно адаптироваться и оперативно принимать решения. Что касается выхода из кризиса, то пока еще рано делать выводы. Прогнозировать, чем все закончится, очень сложно. Растут операционные расходы, ведь потребность в обработке заказов увеличивается. Но мы надеемся сохранить темпы независимо от ситуации.

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.