Как крупные китайские онлайн-платформы по доставке продуктов зарабатывают во время карантина

02.03.2020
4512

Фото: Technode

Большинство экспертов прогнозируют новый экономический кризис из-за коронавируса Covid-19. Даже некоторые украинские компании готовят план “Б” в случае проблем с доставкой товаров и продуктов из Китая. Но один сектор все же выигрывает от сложившейся ситуации: на китайском рынке доставки продуктов наблюдается заметный рост, а ритейлеры ищут новые форматы работы. Об этом пишет Technode.


В последние недели лента WeChat Moment была переполнена постами о домашней еде. Поскольку большая часть Китая находится на карантине, люди стали посвящать свое свободное время приготовлению пищи —последствия скуки и необходимости. Печенье, паровые булочки и блинчики заменили ресторанное меню на китайских столах. Один из популярных мемов в Китае звучит так: “После начала карантина все вдруг стали отличными поварами”.

Карантин по всей стране открыл возможности для e-commerce и социальных платформ, например для онлайн-гиганта Meituan, занимающегося доставкой продуктов. Данные компании показывают, что продажи свежих продуктов — овощей, морепродуктов и мяса — подскочили в этом месяце более чем на 200% (по состоянию на 20 февраля). Продажи морепродуктов превысили график почти в четыре раза. Между тем, средний размер заказа за этот период вырос на 70%.

Meituan пережила несколько кризисных моментов из-за вспышки коронавируса. Основной бизнес компании, включая продажу билетов и доставку еды, сильно зависит от обстановки в стране. Запрет выезда из Китая сильно ударил по курсу акций компании — 25 февраля он упал на 15% до $12,60. Хотя только в январе достиг исторического максимума в $14,50. Зато растущий спрос на продукты открывает для Meituan новые возможности. Начиная с января компания зарегистрировала несколько торговых марок.

В последние десятилетия в индустрии электронной торговли продуктами питания и свежими продуктами в Китае наблюдался рост, несмотря на все трудности, связанные со скоропортящимися товарами и значительными материально-техническими потребностями, которые сильно влияли на прибыль. 

Начиная с 2017 года, с появлением «нового ритейла», наряду с улучшением управления цепочками поставок и большим количеством пользователей, произошел очередной всплеск электронной торговли свежими продуктами и продуктами питания. Основные игроки во всех секторах — Alibaba, Meituan, JD.com и Tencent, курьерская служба SF Express и сети супермаркетов, такие как Yonghui.

Тем не менее, многие потерпели неудачу из-за затрат на логистику и приобретение трафика. В 2019 году Meituan сократил свою деятельность в супермаркетах Ella, хотя и увеличил инвестиции в собственный проект Meituan Maicai. 

Что придумали китайские ритейлеры, чтобы зарабатывать больше

Из-за эпидемии коронавируса и последующей самоизоляции жителей КНР в секторе доставки еды появился ряд инноваций:

  • Компании используют более ресурсоемкий подход, управляя своими складами и логистикой, что позволяет обеспечить лучшее обслуживание клиентов. Так сервис Dingdong Maicai почти вдвое увеличил число ежедневных активных пользователей в период праздников.

  • Ряд сетей супермаркетов, включая Freshippo (Alibaba), Ella Supermarket (Meituan), 7Fresh (JD) и Super Specie (Tencent), использует модель онлайн плюс офлайн. Она нацелена на работу в автономном режиме и быструю доставку клиентам в радиусе 5-6 км.

  • Платформы для розничной торговли продуктами питания вроде Meituan и Ele.me управляют маркетплейсами для офлайн-продавцов и предлагают помощь в доставке. Их конкурент JD Daojia обеспечивает широкий спектр опций в автономном режиме и большую гибкость для пользователей. С другой стороны, это может осложнить контроль качества продукции и стандартизации цен.

  • Многие продавцы с местных рынков используют групповые чаты в WeChat для продажи продуктов и мяса. Вместо платформ, которые сами определяют стоимость доставки, они полагаются на независимых водителей, берущих плату в зависимости от расстояния. Покупатели получают продукты дешевле, если покупают их в групповых чатах у мелких продавцов, которые находятся недалеко от них.

Источники: Technodevctr.media

Перевод: Людмила Будина

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.