Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Крупные ритейлеры Украины готовят план "Б" в случае перебоев доставки товаров из Китая
Фото: sonmax.co
По данным Государственной статистики Украины в 2019 году импорт товаров из Китая составил почти $9,2 млрд — это 15,1% от общего объема ввезенных товаров из разных стран. Из-за эпидемии коронавируса часть заводов в КНР остановили работу, были отменены часть авиарейсов, по данным участников розничного рынка Украины, до середины марта приостановлены загрузки в портах. Издание rau.ua обратилось к ритейлерам с вопросами о том, какую долю в ассортименте занимают товары из Китая и существуют ли в краткосрочной перспективе угроза их дефицита. Большинство ритейлеров не ответили на запросы издания, но в "АТБ-маркет", "Ашан", сети "Антошка" и "Фокстрот", Comfy, Eldorado говорят, что дефицита товаров из Китая нет, а в случае перебоев поставок у них заготовлен план "В". Вот более развернутые ответы компаний.
"АТБ-маркет"
В ассортименте сети доля производимых в Китае товаров составляет около 6%. Возможные изменения графика поставок товаров из Китая, связанные с последними событиями вокруг эпидемии коронавируса, не окажут существенного влияния на процессы формирования ассортимента. Если и возникнут проблемы с поставками определенных товарных позиций - компания заменит их аналогом украинского или зарубежного производителя.
"Ашан"
Больше трети импортного ассортимента сети напрямую или косвенно связано с Китаем. Однако весь импортный товар заказывается заранее. Поэтому остановки в работе заводов Китая не скажутся на продажах I кв.
В то же время, компания осознает риски, связанные с цепочками поставок, и уже готовит план «В» на случай возможного ухудшения ситуации. В связи с тем, что загрузки в портах Китая приостановлены до середины марта, ритейлер уже прорабатывает альтернативный план поставок на второй квартал — детальный учет всех поставок, авиаперевозки вместо морских.
"Антошка"
В магазинах сети представлено шесть категорий товаров: Игрушки, Питание, Гигиена, Одежда, Обувь и Мебель. Есть группы, где доля китайского товара 5%, а есть — где свыше 70%. В целом по сети доля такой продукции в ассортименте в большинстве категорий не является ключевой. Партнеры компании говорят о том, что со стороны производителей и поставщиков ситуация под контролем.
Возможны задержки товара на 1-2 месяца, но в целом для рынка данная ситуация не должна быть критической, так как запасы на складах дистрибьюторов в большинстве случаев рассчитаны на более длительные сроки.
В компании очень внимательно следят за развитием событий и получают сигналы о том, что ситуация в Китае стабилизируется.
Ритейлер готов своевременно реагировать на возможные риски и уже ведет переговоры с основными поставщиками, а также рассматривает варианты поставок товаров, ранее не представленных в сети. В ассортименте магазинов есть довольно широкий выбор товаров со всего мира, что позволит ритейлеру с минимальными потерями пройти возможную кризисную ситуацию.
"Фокстрот"
«Компания Фокстрот, следит за ситуацией, чтобы оптимально спланировать операционные процессы и продажи. На данный момент средние запасы техники и электронных гаджетов в целом по стране не дают оснований для беспокойства.
Eldorado
Никакого дефицита ассортимента не ожидается, а поставки из Китая, как и из других стран, идут в штатном режиме.
Comfy
Существенного дефицита, который помешал бы работе компании, не наблюдается. Китайские фабрики восстанавливают работу не так быстро, как хотелось бы, поэтому ожидает небольшую "турбулентность" в течение двух-трех недель. Но в целом проблем с товаром нет.
Эксперты
GfK Ukraine
В последнем пресс-релизе компании по рынку смартфонов, говорится, что «в зависимости от воздействия коронавируса на глобальные цепочки поставок и производственные мощности, спрос может быть значительно замедлен».
Международный валютный фонд
Если распространение вируса вскоре прекратится, экономика Китая быстро восстановится, а побочные эффекты в других страны будут оставаться относительно незначительными и кратковременными.
Однако длительная и более серьезная вспышка коронавируса приведет к более резкому и длительному замедлению роста в Китае. Его глобальное воздействие будет усилено за счет существенных сбоев в цепочке поставок и устойчивого падения доверия инвесторов, особенно если эпидемия масштабно распространится за пределы Китая.