Как меняются тренды потребительского кредитования в Украине

02.10.2017
4003

http://ocredite.com

Ритейлеры рассматривают продажи в кредит как возможность предложить разные варианты оплаты, чтобы получить более лояльную аудиторию. Они отмечают рост среднего чека при покупке в кредит, при этом тройка лидеров по категориям, которые приобретаются в кредит, остается неизменной: смартфоны, БТиЭ, ноутбуки. Меняются способы выдачи кредитов, потребители все чаще смотрят на онлайн-решения

Руководитель департамента потребительского кредитования COMFY Андрей Пшеничный говорит, что в этом году доля покупок в кредит по отношению к прошлому году увеличилась на 6–7%. Он отмечает, что настроение потребителей положительное, они с удовольствием делают покупки в кредит. По его словам, самая быстрорастущая и популярная на рынке категория — смартфоны. Довольно часто встречаются среди покупок в кредит телевизоры и холодильники. В период Back to School (август-сентябрь) в COMFY наблюдали рост спроса на ноутбуки.

В розничной сети Brain, специализирующейся на продаже IT-товаров, говорят, что доля кредитования растет в рамках сезонности. Неизменный лидер — это смартфоны, далее идут ноутбуки. Тройку лидеров замыкают телевизоры. Отдельно отмечают, что за последний год группа «видеокарты» вырывается в лидеры кредитования, но этот фактор обусловлен майнингом, хотя данный бум уже немножко спал.

«Основа нашей компании — это работа с постоянными клиентами, и, как показывает практика, такие клиенты редко обращаются в кредитные учреждения. Рост квартал к кварталу, год к году в нашей сети по доли кредитования — это рост на 50%. Если сравнивать долю продаж в кредит на текущую дату год к году, то доля выросла также на 50%», — говорит руководитель розничной сети Brain Тарас Мазур.

По словам руководителя направления обслуживания торговых предприятий ПриватБанка Евгения Васильцова, средняя сумма потребительского кредита в 2017 году составляет 9500 грн против 6800 грн в 2016-м. Это связывают со снижением ограничения по наращиванию кредитного портфеля, что позволило банку повысить доступные лимиты на покупки физлиц. За 2017 год «ПриватБанк» уже выдал потребительских кредитов почти на 30% больше, чем за весь 2016-й. Доля онлайн в этом году превысила 21%. Наличные кредиты на сегодня — это почти 5% от общих выдач.

Средний чек в COMFY в этом году вырос на 17% по сравнению с прошлым годом. Но это общая тенденция роста средней цены на всем рынке, на что влияет инфляция и девальвационные процессы, прочие факторы. Стоимость техники, которую берут в кредит, всегда выше.

В Brain средний чек по кредитованию $450. «Как раз такая сумма активно два года неизменная, ведь эта сумма выше, чем средняя зарплата среднестатистического украинца за три месяца», — говорит Тарас Мазур. 

«Клиенты по-прежнему готовы вносить первоначальный взнос и стараются закрыть кредит досрочно, укладываясь в льготный период. В зависимости от группы товаров, на покупку которых оформляется кредит, рост среднего чека составил 10–20%. Основная причина роста средней суммы кредита — рост цен на товары», — рассказывает начальник управления продаж потребительских кредитов «ПУМБ» Александр Реутов.

В «ПриватБанке» говорят, что наблюдается тренд удешевления стоимости кредита для конечного пользователя, поэтому в банке рассчитывают на рост рынка потребительского кредитования.   

«Есть огромный сегмент клиентов, для которых кредит — это единственный вариант покупки товаров. Ведь и больше граждан Украины работают уже официально, и ситуация с курсом немного стабилизировалась. Люди привыкли к этой ситуации, соответственно, будут увеличиваться продажи, в том числе и объемы продаж в кредит», — говорит Тарас Мазур. Он прогнозирует на 2017–2018 годы рост потребительского кредитования минимум на 30%.

Клиенты уходят в онлайн

В «ПриватБанке» говорят, что доля потребительских кредитов, оформленных в удаленных каналах, постоянно растет, как и количество обращений в целом. Евгений Васильцов отмечает, что, помимо классических каналов кредитования, клиентам банка также доступна возможность оформления кредитов в терминале самообслуживания, в мобильном приложении, даже в Facebook.

«Мы уходим от классического ритейла в сторону онлайна и других удаленных каналов, не привязывающих клиента ко времени и месту. Это и есть основной вектор развития потребительского кредитования в Украине», — говорит Евгений Васильцов. 

В «ПУМБ» в 2018 году наибольший рост ожидают в сегменте кредитования на покупку товаров через интернет-магазины. «Мы наблюдаем рост активности владельцев кредитных карт при покупке потребительских товаров, что свидетельствует о заинтересованности клиентов в быстром и легком способе покупок в кредит», — говорит Александр Реутов.

Автор: Александр Шокун

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.