Продать нельзя уничтожить: как бренды поступают с нераспроданным товаром

08.08.2018
1773

NJAL

В июле 2018 года британский бренд Burberry уничтожил нераспроданную одежду и парфюмерию на крупную сумму, чтобы избавиться от подделок. Его действия осудили экологи и акционеры, которым компания не предложила раздать одежду нуждающимся или распродать по скидке, пишет издание Vc.ru в материале о том, какие способы избавления от нераспроданных вещей используют бренды. Приводим выдержки.


То, как компания решает поступить с нераспроданным вещами, зависит от политики самой компании-производителя. По мнению брендов, вещи должны продаваться или быть непригодными для всех. Крупные монобрендовые сети, такие как, Adidas, Nike, Puma, Baon, O’stin, создают аутлеты, продавая там вещи из прошлогодних коллекций с высокими скидками. Также вещи можно отправлять в мультибрендовые дисконтные магазины. Однако ни аутлеты, ни дисконтные магазины не гарантируют полного избавления от старых вещей, и с ними надо что-то делать. Например, сеть магазинов Sela не уничтожает вещи. Компания отправляет одежду из старых коллекций и с небольшим браком малоимущим семьям, а со значительным браком – на переработку.

Представители компании Lamoda заявили, что бренд утилизирует только тот товар, который не подлежит восстановлению, это касается вещей, которые были случайно повреждены при транспортировке и складировании. Процент утилизации ничтожен по сравнению с общим оборотом, а весь товар распродается до последней единицы. Во многих розничных магазинах есть договорённости о возврате непроданных или устаревших товаров брендам-поставщикам за полную стоимость. Таким образом магазины не получают убытков, а бренды влияют на объёмы покупок новых и недолговечных товаров. 

На какие жертвы идут производители

По финансовым причинам ритейлеры luxury-сегмента уничтожают вещи, а не жертвуют их. Брендам не выгодно, чтобы их вещи продавали в дисконт-центрах, чтобы устраивались распродажи или чтобы вещи отдавали бесплатно малоимущим. Это маркетинговая стратегия, направленная на формирование причастности к "закрытому клубу" тех, кто может себе позволить дорогие вещи высокого качества.

Люксовые бренды беспокоятся о том, что люди могут прикинуться малоимущими, чтобы получить вещи или что мошенники могут приобрести вещь на распродаже или в секонд-хенде, а затем могут попытаться вернуть их в фирменный магазин за полную стоимость. Некоторые бренды не хотят связываться с возвратом вещей или пожертвованиями, так как сотрудники магазина могут списать непроданные вещи, магазин получит за них деньги, а вместо благотворительности вещи отправят на eBay. Поэтому между поставщиками и магазинами существует дополнительное соглашение: продавцы дают список непроданных товаров, бренды возвращают за них деньги, затем продавец повреждает товар, чтобы сделать его непригодным для использования и выбрасывает. Например, у Walmart для этого есть машина, которая пробивает отверстия в непроданной одежде.

Уничтожители вещей

 

Источник фото:Esquire

Nike. В январе 2017 года издание The New York Times опубликовало колонку о том, как Nike уничтожает остатки товаров. На мусорке магазина Nike в Манхэттене обнаружили несколько мешков, в которых лежали новые кроссовки и спортивная одежда, изрезанные и непригодные для носки.

Eddie Bauer. В декабре 2017 года возле одного из магазинов Eddie Bauer на Юнион-сквер обнаружили мешок с выброшенными вещами. Об этом сообщила в Twitter местная жительница. Для бренда ситуация усугубилась тем, что в Нью-Йорке большое количество бездомных, которые нуждались в теплой одежде в декабре.

Ralph Lauren и JCPenney. В 2010 году сотрудникам JCPenney поручили уничтожать непроданные товары линии American Living, созданной в сотрудничестве с Polo Ralph Lauren. Однако персонал одного из магазинов в Питтсбурге не выдержал и связался с местным СМИ, чтобы признаться в уничтожении вещей. Представители бренда сообщили, что данные меры – политика защиты бренда Ralph Lauren, а компания заключила соглашение с Polo Ralph Lauren, согласно которому любой товар из линейки American Living обязаны уничтожить, если он не продаётся. 

Urban Outfitters. В 2013 году бренд уничтожал нераспроданные товары, или "копейки",  которые запрещалось отдавать в приюты. Это коснулось виниловых пластинок. Туфли обливали зелёной краской, кушетки, косметику уничтожали, шарфы, носки и перчатки портили. Весь "маркированный" таким способом товар отправляли в распределительный центр компании в Пенсильвании.

Victoria’s Secret. В 2010 издание The Today Show проверило, возвращают ли ритейлеры поношенное возвращённое белье на полки магазина. В ходе расследования выяснилось, что Victoria's Secret, Nordstrom, Wal-Mart, Macy's, Bloomingdale's, The Gap и Marshalls перепродают белье, даже если на них срезаны бирки и есть пятна.

Michael Kors, Henri Bendel и Juicy Couture. В 2010-х годах сотрудник, который успел поработать в трёх компаниях, рассказал, как уничтожал товары в розничных магазинах. Бренды избавлялись от бракованных и плохо продаваемых товаров: сотрудник разбивал часы, разрывал шёлковые платья, резал спортивные костюмы.

В Michael Kors считалось, что лучше уничтожить отстающие часы и списать как утерянные, а Juicy Couture избавлялись от кофт, которые не принимали в аутлет-магазинах. Производители хотели, чтобы вещи либо продавались, либо были непригодны для всех – люди не должны были находить вещи в мусорках и носить их. Единственные предметы, которые компании оставляли и перерабатывали, – кожаные куртки и меховые изделия.

Louis Vuitton. Французский бренд сжигает все нераспроданные сумки в конце года. Это делается для поддержания "элитарности" и защиты бренда. Товар уничтожают, чтобы он не продавался на сером рынке и не попал в руки "не тех людей". Единственный дополнительный способ продажи товаров, который организовывает LV, – закрытые распродажи ненужных вещей для сотрудников дважды в год, на них некоторые товары можно купить по низкой цене или себестоимости. Правила строгие: каждая вещь помечается, а сотрудников вносят в специальную таблицу, чтобы избежать перепродажи на eBay.

Ещё один повод сжигать нераспроданные запасы – пошлины. В соответствии с правилами таможенной и пограничной служб США, если ввезённый на территорию США товар не использовался и уничтожился под контролем таможни, компания вправе вернуть уплаченные налоговые сборы и пошлины. Они могут составлять около 15-25% от стоимости товара, что немного покрывает затраты на производство. 

Burberry. По информации BBC, общая стоимость уничтоженной одежды, аксессуаров и парфюма Burberry за последние пять лет – более $117 млн. Только в 2017 году компания уничтожила продукции на $37 млн. Компания не скрывает факта уничтожения продукции и говорит, что переработка – экологически чистая, а энергия от сжигания была использована по назначению.

Richemont Group. Бывший исполнительный директор часового холдинга Ричард Лепеу в 2016 году ввёл политику выкупа и уничтожения продукции, назвав это "исключительной мерой в исключительных обстоятельствах". Причиной стал рост нераспроданных наручных часов в Европе и Китае. А в Азии это произошло из-за борьбы с коррупцией – там часы использовались в качестве взяток чиновникам. 

Источник фото:Economy of Style

H&M. Шведский ритейлер H&M несколько раз попадал в центр скандалов, некоторые из которых связаны с утилизацией вещей. В 2010 году студентка из Нью-Йорка нашла рядом со зданием H&M мешок с повреждёнными вещами. Общество выступило против H&M, как и в случае с Eddie Bauer, так как зимняя одежда в Нью-Йорке очень важна из-за обилия нуждающихся. Уничтожение вещей вместо благотворительности ударило по репутации компании. Представители H&M ответили, что вещи не соответствовали стандартам качества, потому их не могли отправить на благотворительность, чем ещё сильнее испортили отношение к бренду. Чтобы вернуть лояльность, H&M открыла программу по сбору и переработке ненужных вещей. Теперь в магазинах стоят специальные корзины, куда посетитель может выбросить любую одежду, даже если она другого бренда. Специалисты сортируют вещи, а затем отправляют их либо в секонд-хенд, либо на переработку. Компания отправляет на переработку около 15 тонн вещей, непригодных для продажи или благотворительности: они содержат плесень или вредные вещества.

Нидерландское телевидение в 2017 году опубликовало своё расследование, согласно которому H&M ежегодно сжигает более 19 тонн новой нераспроданной продукции на территории Швеции и Дании, помечая её как "секретные отходы". Представители H&M заверяют, что это испорченный или вредный товар, который не попадает на прилавки, а к 2020 году таких изделий больше не будет.

Производители в сфере "fast-fashion" меняют коллекции несколько раз в году. Производство новых вещей идёт непрерывно, новинки поставляются в магазины один-два раза в неделю, а все, что не продали в течение двух-трёх месяцев, выходит из моды и устаревает. Из-за перепроизводства объёмы неликвидного товара растут, а затем их уничтожают.

Последствия 

По мнению аналитика индустрии люксовых вещей Арно Кадарт, подобные случаи избавления от нераспроданных вещей являются обычными для моды, а организация частных продаж для сотрудников и журналистов – это демпинг. Лишь небольшое количество люксовых брендов занимаются распродажами, чтобы избавиться от запасов ненужных товаров. Модные вещи с коротким жизненным циклом поддерживают репутацию производителя и не позволяют снижаться ценам, несмотря на негативное общественное мнение. "С юридической точки зрения, бренды уничтожают продукцию в конце жизненного цикла или сезона. Они могут делать всё, что захотят", – считает специалист по вопросам права интеллектуальной собственности компании FTPA Бориана Гимберто.

Уничтожение вещей загрязняет окружающую среду и обходится дорого. Например, согласно статистическим данным Института мировых ресурсов, для производства одной хлопчатобумажной рубашки тратится 2,7 тонн воды. Столько же воды потребляет человек за 2,5 года. Синтетические материалы, такие как полиэфир, требуют меньше воды и ресурсов, но больше вредят окружающей среде.

Источник: vc.ru

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram и в Facebook Messenger, (обновление раз в день), а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.