«Доля серой торговли в Украине угрожает безопасности страны», — Сергей Гаврик, «Дорчестер Ритейл Груп»

01.08.2017
1323

Фото: Дорчестер Ритейл Груп

Сергей Гаврик — старожил украинского ритейла. В 1999 году он открывал первый "Спортмастер" в Украине, затем работал директором компании "Дикая орхидея", Bosco. Сейчас у него собственный ритейл-бизнес. Компания «Дорчестер Ритейл Груп» развивает в Украине сеть нижнего белья голландского бренда Hunkemoller. В интервью Сергей Гаврик рассказал, что:

  • за 20 лет украинский ритейл переживал взлеты и падения, подъемы и кризисы. Те, кто переживут последний кризис, станут сильными;
  • развитие украинского ритейла сдерживает низкая покупательная способность, культура потребления и высокая доля "серой" торговли;
  • ритейл по-прежнему испытывает острый дефицит качественнных торговых площадей, особенно в регионах;
  • «Дорчестер Ритейл Груп» планирует инвестировать в экспансию на украинский рынок около EUR5 млн, открыв 10 магазинов Hunkemoller и 30 магазинов косметики ЗINA

— Сергей, как давно вы в бизнесе?

— Свой бизнес я начал поздно. В жизни всегда наступает момент, когда ты должен взять на себя инициативу и попробовать что-то новое. Когда работаешь в крупных компаниях, даже на позиции топ-менеджеров, ты ведешь, но ты же и ведомый. Когда начинаешь собственный бизнес, все зависит от тебя самого, это большая ответственность.

За плечами у меня работа в таких ритейл-компаниях, как «Спортмастер», «Дикая орхидея», Bosco. Все они отличались управленческой моделью, вызовом и развивались в абсолютно разных направлениях. Мы с партнерами обсуждали идею собственного бизнеса на протяжении последних трех лет, а реализовали ее только в 2015 году, когда мне было 42 года. Всему свое время. Компания «Дорчестер Ритейл Груп» существует на рынке с сентября 2015 года

— Вы открывали «Спортмастер» в Украине, а потом работали в компании «Дикая орхидея», которая развивала сети нижнего белья. Сейчас этого ритейлера нет в Украине. Почему?

— Я до сих пор считаю, что на планете Земля есть бренд Victoria Secret, а есть «Дикая орхидея». Отличительной особенностью компании была и есть вертикальная интеграция от производства до сбыта, разные ценовые сегменты сетей: в «Дикой орхидее» стоимость комплекта составляла от EUR500, а в «Дефиле» средняя цена — EUR20. На пике у компании было более 300 торговых точек, из них в Украине — 45. Как генеральный директор в Украине, я получил массу опыта и удовольствия от работы по построению сети, запуску швейной фабрики в Лубнах. Кроме Украины, России «Дикая орхидея» открыла магазины в Китае, Италии, Великобритании. Кризис 2008 года нанес сильный удар по компании. Доля нашего кредитного портфеля в обороте увеличилась с 20-25% до уровня, превышающего 50%. Мы боролись, честно выплачивали кредиты, и в итоге обескровили компанию. Компания вынуждена была закрыть ритейл в Украине, но производство в Лубнах и сегодня работает на полную мощность.

— Вы в ритейл-бизнесе почти 20 лет. Как развивался этот рынок все эти годы?

— Развитие украинского ритейла и всего бизнеса я бы разделил на 5 этапов, при этом сравнив каждый из них с направлением в изобразительном искусстве.

1998-2004 годы я бы назвал этапом Возрождения. В 1999 году магазин «Спортмастер» на Печерске в Киеве продавал за 2 дня полную фуру тренажеров. Был спрос, а предложения еще недостаточно. В конце этого этапа, в 2004 году, Украина как государство вышла на рост ВВП 10% и восстановила значительную часть государственной инфраструктуры. Население Украины в начале 1998 года составляло 52 млн человек.

2004-2008 — этап Романтизма. На рынок Украины вышло много западных компаний, банков, страховых компаний. Появились дешевые деньги, в ритейле шла «гонка вооружений», все строили мегапланы по развитию, арендные ставки росли не по дням, а по часам, в некоторые ТРЦ приходилось давать взятки, так называемые входные, от трехмесячных арендных плат. Закончился этап кризисом 2008 года.

2008-2014 — этап Примитивизма. Для этого периода характерны инфляция, обесценивание национальной валюты, крах многих компаний, сворачивание развития и уход с рынка многих западных компаний. При этом были яркие вспышки в виде Евро-2012, когда рост ВВП составил 4%. Этап закончился кризисом коммуникации власти и большей части общества, последствием которого стали события на Майдане и последующие испытания для нашей страны.

2014-2019 — этап Реализма. Прибыль стала основой бизнеса, готовность продать бизнес в любой момент стимулирует предпринимателей быть эффективными и быстрыми. Мы наблюдаем небольшое, но возрождение доверия к Украине со стороны западных партнеров и выход на рынок знаковых мировых игроков в разных сферах деятельности. Население Украины в 2017 году составляет 42 млн человек. Наши потери за 20 лет — это 10 млн человек, а это все клиенты ритейл-бизнеса. С 2019 года, думаю, наступит этап Академизма. Украинский ритейл пройдет путь становления, выживет и станет сильнее.

— Почему решили назвать компанию «Дорчестер Ритейл Груп»?

— Идея родилась обоюдно с моим давним партнером. Дорчестер — это город в Великобритании, где свою старость проводят богатые и титулованные англичане. Герб города — дуб — мы сделали нашей эмблемой. Город был основан римлянами в 70 году н.э. и был одним из первых, где существовал ритейл. То есть, по сути, это первый торговый город современной Англии.

— Вы решили создать свой бизнес на очень конкурентном рынке — нижнего белья. Откуда была уверенность в успехе бренда и бизнеса?

— Решение начать новый проект в Украине не связано только с брендом Hunkemoller. Вместе с партнером мы планируем развивать бизнес не только в Украине, но и в Беларуси, странах Прибалтики, Польше. Открытие магазинов в Украине — это только первый шаг. Для «Дорчестер Ритейл Групп» мы выбрали 3 основных направления: детская одежда, женские товары в категориях нижнее белье, косметика, аксессуары и товары для дома. Первопроходцем стал голландский бренд нижнего белья Hunkemoller со 130-летней историей. Мы начали свое развитие всего полтора года назад и открыли 5 магазинов. Действительно, рынок в Украине в этом сегменте конкурентный, я бы сказал, засорен. Только в цивилизованном поле работает около 40 операторов. Перед открытием магазинов Hunkemoller в Украине мы почти год наблюдали, смотрели, анализировали слабые и сильные стороны бренда. Этот бренд в странах северной Европы имеет около 900 магазинов. Среди прямых конкурентов мы предлагаем нашим гостям качественный товар по правдивой цене с огромным ассортиментом и размерной сеткой. На 1 июля 2017 года полноценно один год отработали все магазины, и мы «в плюсе» по всем из них.

— Если на рынке много игроков, ожидаете ли вы консолидации и укрупнения?

— На рынке нижнего белья в Украине не предвидится появления явного лидера, который смог бы взять долю рынка 20-25%. Такого не будет в обозримом будущем, будет идти конкурентная война с участием сильных международных брендов и локальных операторов. В Нидерландах уровень узнаваемости бренда Hunkemoller составляет 98%. Только в Амстердаме работает более 30 магазинов. Наш бренд подавил конкурентов на рынке. А если мы посмотрим на рынок Италии, там безоговорочный лидер Intimissimi, в Испании это Oysho. В ходе этой конкурентной борьбы возможны слияния и поглощения — это очень правильная тактика, также крупные операторы могут поглощать компании из нашего сегмента для расширения своего портфеля брендов.

 — Какие факторы, по вашему мнению, сдерживают развитие рынка ритейла в Украине, кроме низкой покупательной способности? 

— Культура потребления нашего народа. Половина страны до сих пор покупает одежду, нижнее белье на рынках и в переходах. Люди все еще относятся с предубеждением к качественным торговым центрам, мол, там дорого. Хотя был этап в период до 2008 года, когда цивилизованный ритейл смог перетянуть на себя долю 60-65% от общей емкости продаж. Но кризис 2008 года опять сократил долю организованного ритейла, и сейчас на него приходится менее 50%.

Доля серой торговли в Украине угрожает безопасности страны. Сегодня более половины ввозимых в Украину товаров имеют разного уровня оптимизацию. Товар продается в розницу, предприниматель экономит на уплате пошлины, НДС, фондовой оплате труда. Очевидно, что предприятие, которое работает в правовом поле, не конкурент таким предпринимателям. Государство должно изменить подход к этому, взять за цель постепенно сокращать долю «теневого рынка».

Также у нас есть острая необходимость в развитии экономики регионов и, соответственно, развитии ритейла в Одессе, Харькове, Днепре и других наших прекрасных городах. Жизнь не может быть только в Киеве. 

— Как, по вашему мнению, будут развиваться объекты коммерческой недвижимости в связи с высокой стоимостью капитала и под влиянием онлайн-торговли?

 — У нас существует дефицит качественных торговых площадей. Это сразу видно по нулевой вакантности в таких ТРЦ, как Sky Mall и Ocean Plaza в Киеве, и в региональных ТРЦ «Форум Львов», «Караван Харьков». В связи с этим инвесторы будут искать возможности и более дешевые, длинные деньги для реализации новых объектов. Сегодня в Вильнюсе при населении 500 000 человек есть 6 качественных торговых центров. В Киеве при населении около 4 млн человек у нас нет и 10 ТРЦ, отвечающих современным требованиям. На мой взгляд, сначала будет идти насыщение рынка объектами, а после начнется их сегментация. Онлайн-торговля растет в Украине и во всем мире. Она сможет со временем забрать у ТРЦ до 30% клиентов. Все равно люди будут ходить в торговые центры, просто управленцы торговых центров должны будут принять мудрые решения, позволяющие всем гребцам в лодке быть партнерами.

— Как отобразится на украинском рынке выход международных ритейлеров?

 — Это очень хорошо, когда на рынок приходят профессионалы, международные игроки. Наш рынок открыт, поэтому конкуренции не избежать. В сегменте одежды будут непростые времена у всех участников украинского ритейла. Такие монстры, как Inditex, H&M, будут брать свое и быстро.

Те компании, которые смогут построить вертикаль от производства до сбыта, будут иметь конкурентные преимущества. Это касается и текстиля, и агропродукции, и других сегментов.

— Расскажите о ваших планах по развитию. Сколько планируете открыть магазинов и инвестировать в них?

— По Hunkemoller к пяти действующим планируем за 3-4 года открытие еще 10 (Киев, Одесса, Харьков, Днепр, Винница, Полтава). В 2017 году мы представим новый формат магазинов косметики 3INA. Сейчас как раз получаем необходимые разрешающие документы. Мы планируем открыть 30 магазинов и столько же корнеров. Также мы планируем вывести новые бренды аксессуаров, детских товаров, товаров для дома. Объем инвестиций в одну розничную точку в среднем составляет EUR 100 000.

— Что бы вы посоветовали начинающим бизнесменам, которые идут в ритейл?

— Я бы рекомендовал оценивать свои возможности, взвешивать все «за и против», быть готовыми к ответственности, быть гибкими, отвечать за самого себя и не ждать помощи от других.

Молодым людям необходимо развиваться, читать, общаться, потому что коммуникация с интересными людьми развивает. И не забывать правило «5 пэ»: помнить, что продукт, прайс, персонал, место и продвижение компании — залог ее успешного существования на рынке.

Автор: Юлия Белинская

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram (обновление раз в день), а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.