Как стартапы подстраиваются под изменения в ритейле во время пандемии. Опыт Advin, 4Comfortshoes и GeoDesign

26.11.2021
2712

Фото: Depositphotos

Пандемия коронавируса изменила поведение потребителей. Согласно отчету KPMG International «Потребители и новое мышление», в последние годы покупатели все более склоняются к осознанным покупкам, используют больше диджитал инструментов, чтобы найти и приобрести нужный товар или услугу. 

Так, на рынке появляются новые стартапы, направленные на облегчения жизни людей. Например, стартап Advin решил проблему многих покупателей, которые направляются за определенным товаром, а в магазине сталкиваются с его отсутствием на полке. Они предложили решение проблемы, придумав "умную полку", благодаря чему каждый может узнать наличие того или иного продукта в магазине. А стартап 4Comfortshoes, который сможет онлайн подобрать подходящую пару обуви, ориентируясь на индивидуальные параметры ног покупателя и оцифрованные параметры обуви производителя.

Ритейл сфера подверглась значительным изменениям, как и запросы самих потребителей. Чтобы разобраться во всех новшествах, нужно обратить внимание на новые стартапы, которые либо создались во время пандемии, либо видоизменили свои предложения.


Advin

Исследования показывают, что при каждом походе в магазин люди не находят 8 из 100 товаров на полках. «Проводя тесты в украинских супермаркетах, мы подтвердили эти исследования, и даже больше, тесты показали, что на акционных товарах ритейл теряет даже больше, чем это указано в исследованиях. Это значение может достигать более 25% утраченных продаж»,— говорит о причинах создания стартапа основатель Роман Юденко. 

Стартап Advin позволяет контролировать наличие товара на стеллажах продуктового магазина, его называют "умной полкой". У команды есть патент на систему контроля товаров с уникальной системой алгоритмов, иновационным подходом к передаче данных и уникальными контроллерами собственной разработки. «Мы контролируем всю глубину полки и предупреждаем ее разорение, товар всегда доступен для потребителя», – объясняет основатель.

Товарный дефицит — Википедия

Фото: Quora

Отсутствие товаров на полках сильно вредит репутации ритейла и влияет плохо на показатель лояльности покупателей. По словам Юденко, сейчас полностью удовлетворенных потребителей менее 5%. К тому же, повторное отсутствие товаров на полках стоит ритейлу 3-5% утраченных покупателей. «Необходимость нашей системы стала более ощутимой. В условиях пандемии ритейл начал привлекать новейшие технологии для различных сфер, таких как доставка, онлайн-заказ, а также стал обращать внимание на другие решения, инновационные решения, которые смогут повысить эффективность их бизнеса. Еще одной причиной того, что ритейл заинтересовался больше нашим продуктом, является тот факт, что на протяжении последних лет все больше людей начало выезжать за границу, и ритейл начал испытывать нехватку персонала в торговых залах. Наша система сама следит за состоянием полок и сообщает о необходимости пополнения именно тогда, когда это нужно».

Во время пандемии Advin внесли правки в их мобильное приложение с целью минимизировать контакт работника ритейла с покупателями. А также начали разрабатывать API для того, чтобы их информацию можно было отображать в мобильных приложениях ритейлера для повышения эффективности их работы.

«Внедрение данного стартапа поможет грамотно наполнять полки супермаркетов и гибко реагировать на клиентопоток в случае ввода локдауна. Заинтересовались в рамках проверки гипотезы о том, что технология данного стартапа позволяет держать полки наполненными товарами, в коррелляции с трафиком в супермаркете. Мы предполагаем, что данная услуга позволит клиенту найти нужный товар всегда на полке, а супермаркету обеспечить клиента всем необходимым. Мы поддерживаем все нововведения, которые упростят процесс покупки для наших клиентов, сделают шопинг в Varus приятным и полезным», — отмечает руководитель PR-центра VARUS Александр Шуть.

4Comfortshoes

Основатель сервиса 4Comfortshoes Оксана Савицкая объясняет создание своего стартапа собственной потребностью в таком продукте: «Однажды мы с дочерью потратили 6 часов на поиск обуви, но результат так и не был получен, мы ушли ни с чем. Вот я и подумала, неужели в эру современных технологий еще ничего не изобрели в данном направлении. Так и родился стартап». 

Home - Comfort Shoes

Фото: Comfort Shoes

Благодаря сервису, бренды и ритейлы имеют возможность сокращать возвраты и расширять географию продаж. Производители, в свою очередь, могут виртуально «примерять» модели обуви и усовершенствовать параметры производимых колодок и обуви.

Савицкая не скрывает, что в мире уже существуют решения схожие со стартапом. Но по результатам проведенного конкурентного анализа 4Comfortshoes не нашли аналогичных продуктов, которые бы как сервис могли применили 7 параметров стопы, для определения уровня комфортности обуви и не предлагают сервис с
измерением параметров обуви.

Основательница объясняет, что их продукт нацелен на сокращение возвратов обуви, которая не подошла по размеру. Так как, по ее словам, на сегодня в мире возвращается каждая 3-я пара обуви приобретенная в интернет, а 65% всех возвратов связаны с неправильной подгонкой размера.

При этом, она называет их решение уникальным не только для времен пандемии. Но считает, что пандемия помогла подчеркнуть его ценность за счет увеличения объемов интернет-продаж, а соответственно и количества возвратов не подошедшей обуви.

Савицкая считает, что с приходом пандемии существенно сместился фокус в части каналов сбыта в
ритейл сфере. Так, произошло усиление роли e-commerce, что изменило правила рынка.

«И если еще в начале 2019 года многие относились скептически к проблеме, которую мы решаем, то уже после первого локдауна ситуация изменилась. А все почему – значительно увеличилось количество заказов онлайн (по результатам исследований, на 29%) и более ощутимыми стали затраты на операционную обработку возвратов неподошедшей обуви».

Савитская считает, что тренды развития все-таки продолжают разделяться на онлайн и офлайн ритейл.

В части оффлайн, по ее мнению, основное направление на сегодня – это сокращение торговых площадей и операционных затрат на обслуживание клиента. Для достижения этих целей 4comfortshoes может обеспечить минимальные затраты на определение и поиск той обуви, которая будет клиенту удобна, а какую нет смысла даже выносить на примерку. Как следствие, персонал сокращает время на обслуживание покупателя и постоянную доставку обуви разных размеров со склада магазина, а покупатель уже заведомо знает, что ему подойдет, а что нет.

В будущем не будет потребности знать свой размер – система сама подскажет какая модель вам будет удобна и у кого ее можно заказать. Подскажет, что вы давно не покупали зимнюю обувь, но как раз в этом ТЦ, где вы находитесь, в определенном магазине есть именно ваши ботинки.

Что касается онлайн направления, основатель сервиса считает главной тенденцией глобализацию. В ее планах – создание платформы, которая объединит в себе всех участников рынка – производителей, продавцов и покупателей обуви. Каждый однозначно выиграет, предоставляя одни данные и потребляя данные других звеньев экосистемы. 

«Стартап 4comfortshoes актуален, поскольку частично пытается решить несколько проблем, например, возвраты из-за выбора неправильного размера», — считает Алексей Кавицкий, Head of ecommerce Helen Marlen Group. Во время карантина все больше стали использовать онлайн доставки. Алексей считает, что подобный сервис помогает решить проблемы с возвратами неподошедшего продукта. «Товар который уехал к кому-то на примерку, особенно по Украине, может «зависать» на почтах до недели. Этот товар мы могли бы продать другому человеку, а он не подошёл и «ждёт возвращения на склад». Откуда он ещё будет перемещаться в физический магазин или его склад. Сервисы как AstraFit и 4comfortshoes помогают избавить от части головной боли, с не подошедшими размерами. Это  необходимый инструмент, который стоит иметь на своём сайте».

GeoDesign.info

GeoDesign.info – стартап, который помогает ритейлу и другим розничным сетям проанализировать и найти лучшие локации под открытие офлайновых точек. Основатель Иван Микуляк объясняет, что под каждый бизнес они отдельно строят прогностические тепловые карты, на которых, с помощью искусственного интеллекта, высчитывают, какой будет выручка в том или ином месте. Таким образом, можно на карте сразу увидеть самые выгодные локации для развития сети учреждений. Или по клику на карту, специалист по открытию торговых точек может узнать, какой будет выручка в локации с высокой точностью.

Нет описания фото.Для определения выручки они строят математические модели, в которых учитываются такие факторы, как плотность населения, пешеходные потоки, автомобильный трафик, конкуренты и точки притяжения.

Сейчас стартап разработал пилотный проект с одной из ведущих торговых сетей Украины. Микуляк рассказывает, что заказчику настолько понравился проект, что они почти сразу заказали прогностические карты по двум дополнительным городам, и хотят еще добавить новые точки. «По нашим данным уже начали открывать успешные магазины. Что также очень важно, благодаря нашим картам заказчик подробнее проанализировал локации, в которых планировалось открытие, но карты там не рекомендовали развитие бизнеса. После дополнительного исследования открытия отменили, что экономит существенные деньги ритейлера», – поделился Микуляк.

Сейчас перед стартапом стоит вызов — ускорить разработку карт и сделать как можно более доступными свои услуги. Это касается не только ритейл-сетей, но также сетей общественного питания, медицины, образования и любых учреждений обслуживания населения, успех которых зависит от локации. Команда общается с бизнесом в городах, желающих использовать такую ​​аналитику для рационального развития социальной инфраструктуры.

Микуляк считает, что в ритейле сейчас наметилась тенденция становиться ближе к потребителям: «Мы не проводили какие-то специальные исследования, но среди бизнесов, с которыми общаемся, сейчас бум на открытие мелких торговых точек, находящихся в минимальной пешей доступности к покупателю. Также сети активно пошли в маленькие городки и деревни. Хотя средний чек там может быть меньше, но в провинции одна торговая точка обслуживает значительно большие территории. Наверное, это связано с тем, что люди из небольших населенных пунктов не так избалованы большим игроками с ритейла».

Автор: Наталия Гривняк 

Фото: Depositphotos

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.