Владислав Чечеткин, Rozetka.ua: Люди хотят иметь точку контакта

20.02.2018
6993

m.nv.ua

В ближайшее время Rozetka будет развивать свой офлайн-опыт. Сейчас у компании два крупноформатных магазина, которые также выступают как точки выдачи заказов. Есть ли будущее у офлайновых сетей, с какими сложностями столкнулась компания, продавая бытовую технику и электронику, рассказал основатель интернет-магазина Rozetka Владислав Чечеткин на конференции Modern Retail Forum, которая прошла сегодня. Приводим выдержки из его выступления, которое полностью можно посмотреть здесь

В декабре на сайт Rozetka зашли 75 млн посетителей, в январе — на 20% меньше. В декабре мы продали 3 млн уникальных товаров. Мы № 1 на рынке.

Два года назад у нас появился полноценный маркетплейс: мы предоставляем нашу площадку для других бизнесов. У нас 2,5 млн уникальных товаров, притом что у Amazon 38 млн, но мы стремимся к этому показателю. Быстрее всего развиваются новые категории товаров: одежда, товары для детей и химия.

Мы пытаемся заниматься стройматериалами. Есть один большой игрок, который очень сильно выжимает этот рынок. С одной стороны, продает дорого, но в то же время покупает дешево. Есть много неудовлетворенных сторон в этой игре. Rozetka сама не потянет, поможет маркетплейс.

Сегодня более 50% товаров на нашем сайте — это не электроника. В 2011 году мы начали развивать другие категории, помимо электроники.

Борьба с кирпичными сетями бытовой техники и электроники

Все было очень хорошо, пока не проснулся офлайн. Большие игроки активизировались, когда им стало плохо. Это произошло в 2014 году. И с тех пор офлайн проводит политику «договорняков» и давления на вендоров (производители. — Ред.). И на сегодняшний день мы получили достаточно большую проблему — рекомендованные розничные цены. То есть офлайн диктует вендорам, сколько он хочет зарабатывать.

Чтобы защитить это желание офлайна, вендоры устанавливают цены, по которым должны продавать все. Сегодня большие усилия и офлайна и онлайна направлены на то, чтобы обмануть вендора и продать дешевле, чем он того требует. При этом для онлайн-ритейла плохо то, что офлайн имеет большую маржу от вендора и может дешевле продавать товар.

Будем честны. То, что в интернете дешевле, уже не совсем правда. Большое количество брендов дешевле в офлайне.

Но тут помогают наши «друзья»-контрабандисты. И по некоторым корейским производителям от 30 до 70% — это контрабанда без каких-либо налогов. Очень большой gap (разрыв. — Ред.), и я уповаю на то, что вендоры прозреют.

Rozetka в офлайне

Все восприняли открытие магазина на Петровке как первый офлайн-магазин Rozetka. На самом деле это не так. У Rozetka со второго дня основания было офлайн-присутствие. У нас был офис площадью 100 кв. м. Это было подвальное помещение на Подоле. Но все-таки мы уже были не просто онлайн-магазином, мы были «живыми».

В 2008 году у нас появился первый магазин 120 кв. м. Второй площадью 160 кв. м открыли летом того же года. Но в октябре закрыли. Продажи магазина упали на 37%. Это было самое большое падение в истории Rozetka. 

В 2012 году мы открыли магазин на Подоле площадью 2000 кв. м. В 2015–2016 годах мы уже испытывали нехватку площадей. При этом мы не можем поставить магазин в ТРЦ. Мы пополняем ассортимент каждые 15–20 мин. У нас 20 000 SKU. И мы можем доставить то, чего у нас нет на витрине, за 30 мин.

В 2017 году мы наконец-то нашли нужный нам по площади магазин — и появилась Rozetka на Петровке. Для нас это по-прежнему эксперимент. Этот формат лучше, чем был до сих пор, но все еще много чего не доделано.

В лучшие дни люди совершают более 15 000 покупок в нашем магазине. Примерно 50% продаж в магазине — это люди, которые пришли и купили с витрины. Остальные pickup point.

Есть несколько новых решений. У нас 90 точек выдачи, электронное табло и места операторов сделаны зеркально. Может работать один, два, четыре и даже восемь человек. Они мобильные, и мы можем работать в любой точке зала. В горячий сезон сможем обслужить много покупателей.

Это новые категории товаров и новые витрины, зоны, где проходят тематические мероприятия, можно тестировать гаджеты, VR-зона, детский уголок, кафе.

Что-то хорошо работает, что-то хуже. Например, витрина с электроинструментом не дает тех продаж, на которые мы рассчитываем.

Есть ли будущее у офлайн-розницы?

Я не могу сказать, что будет все Rozetka. В большом количестве категорий, особенно для молодежи, доля офлайн туманна. Но, как мы видим, офлайн борется и изобретает разные способы выжить. Большое количество будет продаваться офлайн, но никто не знает, какая это будет доля. Возможно, мы совместно придумаем новый канал. Но в любом случае мы должны продавать везде, где мы можем продавать. Я не самый большой специалист в офлайне, но мы учимся. 

Я не думаю, что следующие магазины будут такими же. За год разработки формата все изменилось, и последующий должен быть другим.

Записал Александр Шокун

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.