Мобильные опраторы не смогут стать банками

29.09.2016
1825

telegraf.com.ua

В Будапеште состоялся Innovation Forum 2016, посвященный развитию финансовых технологий. Интернет и доступность смартфонов стремительно меняют экосистему платежей и денежных переводов. Если до последнего времени клиента с банком связывали физические деньги, счета на пластиковых картах, то сейчас все уходит в цифровой мир. «Последней милей» на пути денег к клиенту становится мобильное приложение.

Региональный руководитель проектов по глобальным продуктам и решениям компании Mastercard Милан Гаудер в блиц-интервью для ЛІГА.net рассказал, какой наиболее вероятный путь развития для электронных платежей в Украине. В приходе в нашу страну Apple Pay он не уверен. Но платежную систему Samsung, по его мнению, вполне возможно в ближайшее время у нас ожидать. Приводим выдержки

Мобильные операторы не могут претендовать на полномасштабный платежный бизнес, если, конечно, они не стали партнерами с банком. Мобильные операторы могут обеспечить доступ к банковским счетам, используя приложения и сим-карту. Но всего спектра финансовых услуг они, конечно же, не предоставят. Скорее, популярными могут быть микро-платежи, такие как плата за парковку, покупка билетов, получение скидок. Но покупка машины или даже покупка одежды со счета на сим-карте — это вряд ли вероятно.

Более того, по мере роста проникновения смартфонов банки уже сами могут дотянуться до конечных клиентов. Даже без партнерства с мобильными операторами. Ведь банки разрабатывают для смартфонов собственные приложения, способные активировать камеру, NFC-чип, включить экран. Получается, что банки сами могут использовать возможность мобильных устройств, как они хотят. А мобильные операторы в мире смартфонов уже не располагают таким эксклюзивным преимуществом, которое они имели в прошлом, когда сим-карта была «мозгом» телефона. Поэтому банкам и мобильным операторам сейчас приходится конкурировать в равных условиях, предлагая свои финансовые приложения, цифровые кошельки потребителям. И это хорошо, так как конкуренция усиливается. Но все еще кажется, что люди хотят хранить свои деньги в банке. А мобильное устройство предпочитают использовать как средство для осуществления платежа.

Сейчас в крупных городах, где уже высокий уровень как банковского, так и 3G/4G проникновения, мобильные операторы играют в сфере финансов незначительную роль. Человек может запросто скачать такое приложение как цифровой кошелек на смартфон, загрузить в него номера кредитных карт и легко рассчитываться в магазинах.

Чем руководствуется Apple Pay при выходе на новые рынки. Свою платежную услугу компания выводит на те рынки, где у нее большие продажи устройств и где высокое проникновение бесконтактных платежей и банковских карт, или где покупки через интернет занимают большую долю в продажах. Пока услуга доступна только в некоторых странах, таких как США, Великобритания, Австралия, Япония и еще некоторых. Они пока не выходят сразу во много стран. Появление еще одной платежной системы Samsung Pay, я думаю, более вероятно. Насколько я знаю, она активно заходит в Восточную Европу. Подробности можете у них узнать.

Вitcoin все еще на очень ранней стадии развития. Во многих индустриях пока проходят тесты и пилотные проекты. Определенно, ее будут все больше обсуждать в будущем. Но внедрение не будет быстрым. Bitcoin будет расти и падать. Это, разумеется, супер-инновация. Но думаю, что индустрия все-таки еще должна разобраться, где может быть ее лучшее применение.

Сейчас система управления рисками банков устанавливает жесткие лимиты и ограничения на пользование карточек в интернете. Но по мере распространения тех же электронных кошельков на мобильных устройствах она должна измениться. Мобильный кошелек тоже имеет свою систему идентификации, например по голосу клиента или отпечаткам пальцев и с помощью различных кодов. Для банка это упрощает жизнь. Появляется больше причин для того, чтобы доверять пользователю.    

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.