Товара нет на полке – ритейл несет убытки. Как “умная полка” Libra Data Shelf поможет решить проблему out-of-stock

27.10.2021
4014
Партнер проекта

Отсутствие товара на полке (out-of-stock) — серьезная проблема розничных сетей и поставщиков. Если клиент пришел за определенным товаром в супермаркет и не смог его купить, он получит негативный клиентский опыт, а розничная сеть и поставщик недополучат  прибыль. 

Для решения этой проблемы ГК “Мир Весов” — лидер рынка в сфере внедрения современных средств измерения и автоматизации — разработала “умную” весовую полку Libra Data Shelf. Этот продукт позволяет мониторить наличие товара на полках в режиме реального времени, контролировать условия хранения, анализировать данные по остаткам и пиковому спросу, и помогает оптимизировать работу сотрудников магазина.

Как работает Libra Data Shelf и как может помочь ритейлу повысить эффективность бизнеса, рассказал основатель компании Петр Синегуб.


— Что такое Libra Data Shelf?

— Libra Data Shelf — это продукт который позволяет зарабатывать больше нашей целевой аудитории — ритейлу, поставщикам,  интернет-магазинам и складам.

Что делает клиент когда товара нет на полке? Он может уйти в другой магазин, отказаться от конкретного бренда или купить товар конкурента. Каждый производитель знает, если товара нет на полке, то теряются деньги. Не зарабатывают и ритейлеры и поставщики, поэтому они заинтересованы, чтобы товар был на полке в супермаркете 100% времени. Еще один негативный эффект out of stock - это потеря лояльности клиента к супермаркету. 

Многие производители имеют свои торговые точки или брендированные холодильники, которые по сути являются их точкой продаж. Они сами доставляют товар в холодильники и для них критически важно получать информацию о наличии товара, потому что они подвязывают логистику. Им важна температура хранения, которую мы тоже меряем. 

Еще одной целевой аудиторией  Libra Data Shelf могут быть бизнесы, которые занимаются автоматической доставкой товара - интернет-магазины или производители, которые готовы управлять доставкой до клиента путем самостоятельного отслеживания наличия. В США это уже внедрил Amazon. Они устанавливают весовую полку, например, в офисе под определенный товар и через приложение вносят данные о нем. Они идентифицирует, что на такой-то полке, в таком то месте, лежит товар, отслеживают, как быстро он расходуется и осуществляют автоматическую доставку. 

Также наш продукт подойдет компаниям, которые  контролируют наличие товара на складе не через штрих-код, а через вес, например, такие товары как болты, гайки, яблоки, автозапчасти.

— Как работает “умная полка” и какие технологии использует?

— Продукт Libra Data Shelf представляет собой физическую составляющую (hardware) и программную (sofware). Это весовая полка, которая включает четыре датчика веса и электронику, которая считывает вес и с помощью wi-fi передает информацию в сеть. Программное обеспечение преобразовывает вес в штуки и сигнализирует о том, что товар заканчивается. Задача полки не сказать, что товара нет, а сделать так, чтобы он всегда был. Мы закладываем алгоритм, что при определенном отношении товара в весе или штуках, нужно произвести какое-то действие. Действия могут быть разные — это может быть заказ товара у поставщика или сообщение менеджеру магазина, что товар заканчивается, нужно взять его на складе и доложить на полку. Мы можем давать информацию владельцу магазина или товара о том, сколько времени данного товара не было на полке, чтобы он смог проанализировать информацию и предотвратить его отсутствие в будущем. Мы можем передавать данные маркетингу, как человек берет и возвращает товар на полку, с какой полки лучше продается товар. Также мы можем отслеживать температуру и доукомплектовать полку другими датчиками для отслеживания условий хранения.

— Для каких товаров подходит полка Libra Data Shelf? 

— Наша полка предназначена для любого товара. Это может быть весовой товар, консервы, упаковки, бутылки. Важно, чтобы весовой товар был примерно одинаковый по весу, тогда мы можем определять штуки. Например, куриные крылышки упаковываются со средним весом 500 грамм. Мы эту информацию заносим в софт и он считает штуки. Если товар продается насыпью, то мы считаем сколько веса было взято.

— У среднего супермаркета площадь составляет 700-800 кв.м. Ему на каждую полку нужно ставить ваши устройства?

— Все зависит от задачи супермаркета. В среднем супермаркете находится 5000-10 000 SKU. Хочет ли супермаркет оцифровать все, что хранится на полке и на складе? Сейчас компания знает сколько товаров завезли в супермаркет и сколько продали (по чекам с касс). Но где находился этот товар – на складе или на полке? Менеджер магазина пополняет полки, но управляющий не знает, когда это происходит и как долго полка магазина была пустая. Этой информацией не владеет никто. Бизнес может зарабатывать больше и управлять только тем, что измеряет. Данная полка позволяет в режиме реального времени и в динамике смотреть как меняется количество товара. 

Если для супермаркета важно знать, сколько товара на складе или на полке, он должен на каждую полку поставить нашу Libra. Это и будет 5000-10 000 штук на весь супермаркет. Если супермаркету это неважно или нецелесообразно, он может оцифровывать только высокооборачиваемый товар, собственные торговые марки или так называемые “товары-паровозы”.   Это могут быть акционные товары, те, за которыми человек специально приходит в магазин, например, молочка, мясо, бананы. Если этих товаров нет на полке, то снижается лояльность клиентов. Отсутствие на полке измеряется не потерей прибыли, а простоями, снижением эффективности и лояльности клиентов. Из 5000 SKU, это может быть 100-200 SKU с которых стоит начинать. Когда у супермаркета уже есть soft, понимание как работать, дальше можно докупать полки и масштабировать проект.

В чем еще наше преимущество полок? Поставщик может понимать, как ему нужно отстроить логистику. Супермаркеты не дают производителям продажи с касс. Что он знает? Сколько товара отправлено в супермаркет. А ритейл уже ему говорит, сколько нужно довезти товара и как срочно. Через полку, косвенно можно определить потребность в товаре и так управлять логистикой. 

Пример использования "умной" весовой полки в ритейле

—  Куда подключается ваш софт, куда он передает данные? 

— На постоянной основе эта информация нужна человеку, который отвечает за полку. Если я сотрудник магазина и наполняю полку, то должен сразу получать информацию о почти пустующих полках, потому что от этого зависит, заработает супермаркет прибыль или нет. С точки зрения Big data, она нужна аналитическому отделу супермаркета, чтобы отвечать на вопросы: как часто пустует полка и почему? Зная ответы на эти вопросы руководители могут отстраивать свои внутренние бизнес-процессы. Полка генерирует данные, она сама не пополнит товар. Она может только сигнализировать и помочь стать супермаркету более эффективным.  

Поскольку мы являемся производителями софта, то можем сделать все, что угодно по желанию заказчика. У каждого сотрудника свой доступ и на каждом этапе есть разные действия, которые может делать программное обеспечение. Одним он скидывает смс, другим формирует отчеты. Мы можем подключать IP-телефонию и в случае надобности звонить человеку в магазине. Например, когда остается 50% товара менеджер получает уведомление в Телеграм, но когда осталось 10%, ему позвонит робот, который скажет, что нужно срочно идти на склад за новым товаром. 

— Чтобы все это заработало, у ритейлера должна быть развитая ИТ-инфраструктура?

— Я бы отметил, что мы работаем только с инновационным ритейлом и тем бизнесом, который заботится о лояльности клиентов. Когда нам говорят:  “у нас и так все контролируют сотрудники”, “если один бренд не купят, так купят другой”, то это не наш клиент.

Руководитель должен понимать, что если нет товара на полке, теряется лояльность и прибыль. Наш продукт для тех супермаркетов, которые готовы меняться под новый мир, тот, кто готов менять свои бизнес процессы, основываясь на статистических данных, чтобы продавать больше. Если супермаркет не гибок, не готов анализировать Big data, не готов работать с клиентами, то это не наш клиент. 

— Что касается способов связи полки с софтом?

— У нас есть несколько вариантов сотрудничества. Первый —  более простой и дешевый — подключение к электросети супермаркета с использованием их wi-fi. Если такого варианта нет, то тогда автономная полка, на батарейках с  подключением к 3G модему. 

— Какова стоимость проекта? Как посчитать эффективность?

— К каждому проекту индивидуальный подход. Мы считаем таким образом. Сообщаем, что нам нужно наладить оборудование и делаем замеры в супермаркете. Ставим наши весовые полки в категории высокооборачиваемых товаров, производим наладку работы полки, меряем температуру и количество, но поначалу не предоставляем эти данные супермаркету. С высокой вероятностью мы снимем реальные показатели.  После этого мы смотрим время работы магазина, например, 10 часов в день. Далее смотрим сколько товара, хотя бы в количестве 1 штука,  было на полке и какое количество времени был Out-of-stock. Например, из 10 часов товар был на полке 9 часов.  Далее мы считаем сколько товара было продано и на какую сумму в течение 9 часов и пересчитываем сколько дохода недополучил супермаркет за 1 час. Мы не знаем прибыль, но супермаркет может сам оценить недополученную прибыль. Наша статистика минимальна, поскольку мы не отслеживаем часы пик. На самом деле, часто товара нет в часы пик, когда его разбирают. То есть 8 часов товар мог продаваться слабо, а в час пик его как раз и не было. Поэтому мы даем самый лучший прогноз по тому, сколько недополучил супермаркет. У нас был пример, когда маркет недополучил с одного холодильника 70 000 грн.

Out-of-stock для товаров-”паровозов” нужно мерить минутами. Этот товар нужен супермаркету не столько для заработка, а потому, что клиент из-за него приходит в магазин. И в таком случае нужно посчитать, какой процент клиентов пришел и не купил, а может даже ушел и не вернулся.

Минуты простоя  — это потеря лояльных клиентов.

— Вы говорите, что ваше решение окупится путем того, что вы покажете недополученную прибыль.  В этом заключается эффективность вашего продукта?

— Главное – это недополученная прибыль из-за отсутствия на полке. Зная информацию о наличии, можно управлять сотрудниками магазина. Зная, когда товар чаще всего снимают с полки, можно уменьшить или оптимизировать количество людей в магазине. Для этого нужно говорить, когда действительно необходимо подходить к полке и ставить не нее товар, или на какой товар нужно сделать акцент. Это может быть оптимизация мерчендайзинга или персонала. 

Также мы даем возможность супермаркету или поставщику оперативно меняться, когда меняется покупательский спрос. Зная, что происходит сейчас, можно выстраивать процесс в будущем. Например, сейчас у вас покупают печень трески. Но вдруг предпочтения поменялись и начали покупать сардины, а она начинает заканчиваться. Продавец это поймет только через какое-то время. Наша система дает возможность меняться в режиме реального времени под покупательский спрос. 

Я уверен, что это будущее ритейла. И в  более продвинутых странах схожие (но порядком дороже) системы уже внедрены. И в Украину это придет, но через  3-5 лет. Но кто-то может стать инновационным уже сейчас, в числе первых.

Автор: Юлия Белинская

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.