Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Александр Бакка: «Личные амбиции не могут быть миссией компании»
фото: https://www.facebook.com/ebrdbasukraine
Александр Бакка — преподаватель Международного института бизнеса с 15-летним опытом в международной сфере. В своей колонке он рассказал, без чего вырастить бизнес просто невозможно
Бизнес должен быть структурирован. Это позволяет ему развиваться. Мелкие и средние предприниматели в Украине зачастую не знают классических законов бизнеса и правильного планирования, которые позволят сделать бизнес структурированным.
В классической модели построения бизнеса и менеджмента все начинается с миссии компании. Миссия — это ответ на вопрос, какой толк от компании на рынке и чего не будет, если она перестанет на этом рынке существовать.
Большинство владельцев малых и средних предприятий допускают ошибку, когда делают миссией компании задачу «заработать больше денег». Какое дело потребителю до того, что вы хотите заработать? Помните: личные амбиции не могут быть миссией.
Многие собственники малого бизнеса не понимают, для чего им необходима миссия. Но это длится до определенного времени. Как только они начнут расширяться, они поймут, что миссия — это отправная точка, с которой строится все остальное.
Еще один базовый элемент для построения бизнеса с потенциалом масштабирования — это видение. Чтобы его сформулировать, задайте вопрос: «Какое впечатление должна оставлять ваша компания?». Видение — это то, как вы хотите выглядеть через три года в глазах главных клиентов и конкурентов.
Только после того как вы сформулировали, для чего компания существует на рынке, можно поставить долгосрочные цели — на 3–5 лет вперед, но при нынешних условиях лучше планировать на 2–3 года, а краткосрочные цели — на год. Из них выстраиваются цели для каждого отдельного подразделения: для производства, для отдела финансов, для продавцов. Продумываются стратегия и инструменты, с помощью которых реально достигнуть стратегических целей и миссии.
На этом этапе у маленьких и средних компаний в 70% случаев возникают конфликты из-за неправильной коммуникации собственников с сотрудниками. Часто собственники планируют цели и стратегии, которые абсолютно непонятны рядовым работникам. Предприниматели живут в облаках, а работники не знают, чего от них хотят. Внутри компании начинаются противоречия, ломается внутренняя коммуникация.
Узнать, есть ли у вашей компании такая проблема, легко: подойдите к работнику, который находится на должности ниже (кассир в зале), и попросите его рассказать о целях компании и его подразделения. Если он сможет ответить, то это показатель, что в компании с коммуникацией все нормально. Если не ответит — компания далеко не пойдет.
Чтобы это исправить, сначала займитесь селекцией персонала и разделите его на две категории: на тех, кто может дальше идти с компанией и развиваться, и на тех, кому это не нужно (например, уборщице совсем не обязательно знать о ваших целях и стратегии).
О том, какими качествами должны обладать наемные работники, я узнал, когда работал в японской компании Canon. Внутри компании такая структура, что сотрудники не отчитываются руководству и полагаются только на себя. Не руководство делает бизнес, а «правильные» люди.
Людей могут подбирать долго, но по трем обязательным качествам: личный менеджмент, личная мотивация и личная осведомленность. «Правильному» работнику не нужно, чтобы его кто-то контролировал (self-management), он сам себя мотивирует (self-motivation), он знает свои сильные и слабые стороны и понимает, за счет чего развиваться (self-awareness). Такие люди способны гореть задачей и мотивированы расти вместе с компанией.
Но просто подобрать «правильных» людей недостаточно. Они должны переживать за ваш бизнес. Поэтому вторая задача руководителя — наладить с работниками «внутренний маркетинг», чтобы взамен получить результат.
«Внутренний маркетинг» предполагает, что сотрудников рассматривают как клиентов и думают, как построить с ними прибыльные отношения. Собственник должен что-то давать этим клиентам и обучать их, думая о том, что может получить взамен. Можно отправить их учиться, давать наставления и советы.
Когда собственник вложит в людей много труда, он будет готов им доверять не контролируя. Если сотрудники не могут сами выбрать стулья в переговорную (реальный пример), то доверия от собственника недостаточно. Не облеченные ответственностью сотрудники будут бояться принимать даже самые простые решения.
Если у собственника структурированный бизнес и подобраны «правильные» люди, которым он доверяет, он может позволить себе поехать в отпуск без мобильного телефона с уверенностью, что с бизнесом ничего не случится.