Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Временная остановка: как ремонт Шулявского моста повлиял на ТРЦ и ритейлеров?
Фото: "Радио Свобода"
Ремонт Шулявского моста в Киеве начался ровно два месяца назад, 16 марта. Рядом с ним работает три крупных торговых центра – “Космополит”, “Аркадия” и “Мармелад”, а также ряд магазинов и ресторанов. Retailers узнал, как на их работу повлияло закрытие одной из значимой транспортной развязки столицы.
Мост возле станции метро Шулявка был построен 55 лет назад – в 1964 году. Его проектная пропускная способность составляла 13 000 автомобилей в день. Первая и единственная реконструкция моста была проведена 35 лет назад в 1984 году. В 2017 году пешеходная часть моста частично обвалилась. Никто не пострадал.
Ремонт моста начался в этом году 16 марта и будет длится, по заявлению властей города, 1,5 года. В результате чего его пропускная способность увеличится на 20%.
Работа ТРЦ и ритейла
За 100 метров после съезда с моста по ул. Владимира Гетьмана работает ТРЦ “Космополит” (ранее – “Большевик”), через 500 метров и 800 метров по противоположной стороне улицы находятся ТЦ “Мармелад” и “Аркадия” (ранее “Материк”).
Как изменился трафик в целом по указанным ТЦ узнать не удалось. Однако арендаторы рассказали, что больше всего закрытие моста коснулось ТЦ “Космополит”, менее всего – ТЦ “Аркадия”, а ситуация в “Мармеладе” всегда была негативной с момента его открытия (большая часть площадей торгового центра не заполнены).
“Если в “Космополит” трафик и выручка в нашем магазине со дня начала ремонта снизились в пределах 15%, то в магазине в “Аркадии” совсем незначительно – в пределах погрешности”, – рассказала директор по развитию сети “Будинок іграшок” Татьяна Лахтадыр. В Jysk ответили, что основные показатели магазина в “Аркадии” после закрытия моста не изменились. “Два месяца – это пока не показатель, но в дальнейшем, естественно, что это может повлиять негативно”, – отмечают в пресс-службе компании.
О снижении трафика в “Космополите” говорят все опрошенные Retailers арендаторы. “В день, когда закрыли мост, у нас снизился трафик на 40%”, – рассказал на правах анонимности топ-менеджер одной из сетей работающих в “Космополит”. В магазине Intertop трафик в апреле снизился на 27% по сравнению с апрелем прошлого года. В Comfy также говорят об изменении количества посетителей, однако не называют цифр.
В отдельно стоящих магазинах и заведениях получить информацию не удалось. В “Сильпо”, который работает в “Аркадии” и возле моста (на углу пр. Победы и пер. Полевого), отказались от комментариев. В McDonald’s и “Алло” на момент выхода материала на запрос Retailers не ответили. Обновление// "Эта ситуация повлияла на заведения.. которые работают вблизи моста - трафик снизился. Но наш ресторан не почувствовал падение продаж, так как у нас пешеходдный трафик", - ответили в пресс-службе McDonald’s.//
В “Новой почте”, у которой в радиусе 1 км работает 9 отделений, рассказали, что закрытие моста повлияло на их логистику. “Департамент логистики предусмотрел заранее возможные сложности в пути и внес изменения в один логистический маршрут. В итоге маршруты к отделениям от сортировочных терминалов в Киеве увеличились на 240 км в месяц, но посылки мы доставляем вовремя”, – отметили в пресс-службе “Новой почты”.
Пересмотр ставки аренды
“Обязательно будем вести переговоры с ТРЦ, очевидно, что нужно продумать маркетинговые активности, чтобы поддержать трафик и оценить арендные ставки, насколько они соответствую текущим условиям”, – говорит директор по маркетингу Intertop Ukraine Валерия Толочина.
“Будинок іграшок” начал вести переговоры не так давно. “Мы договариваемся о снижении ставки аренды пока на летний период. Наш магазин открылся в ноябре прошлого года с большими ожиданиями на ТЦ. Но, к сожалению, по первому кварталу все показатели магазина были крайне слабыми, что еще больше усугубила ситуация с реконструкцией Шулявского моста”, – говорит Татьяна Лахтадыр. В Comfy отказались комментировать факт переговоров с ТРЦ.
В компании Ario law firm (юридический партнер Retailers) отмечают, что у ритейлеров было 2 года на согласование вопросов об арендной ставке. "О решении проводить реконструкцию Шулявского моста было известно еще в начале 2017 года. У сторон договора была возможность за 2 года изменить либо условия контракта, либо вообще прекратить сотрудничество", – говорит адвокат Ario law firm Наталья Швец. По ее словам, если стороны согласовывают такое решение, то эти пункты должны предусматривать возможность арендатора и арендодателя по взаимному согласию изменять арендную плату в зависимости от внешних факторов, не относящихся к форс-мажорам.
Автор: Вероника Гаврилюк