"Одежные якоря...теряют свои позиции, так как уже не являются...целью посещения ТЦ", – Михаил Меркулов, гендиректор Arricano Real Estate

12.03.2019
698

Фото: rau.ua

Генеральный директор девелоперской компании Arricano Real Estate Михаил Меркулов в интервью информ-агентству "Интерфакс-Украина" рассказал об изменении концепции будущего ТРЦ возле ст.м. "Лукьяновка" в Киеве, о запуске приложения для ритейлеров работающих в ТРЦ "Проспект". Также глава  Arricano поделился информацией об изменениях, происходящих в сегменте торговой недвижимости на рынках Европы и Украины. Приводим основные тезисы.


ТРЦ Lukianivka

Проект начинался около 10 лет назад, и за это время в мире, в коммерческой недвижимости, произошли тектонические сдвиги. Монофункционал объекта сдвигается в сторону мультифункционала. В таких комплексах доля фуд-зон сейчас составляет от 20% до 60% площадей. 60% – это экстрим, который находится на перевалочных пунктах: вокзалы, аэропорты, крупные пересадочные узлы. Одежные якоря пока еще традиционно считаются якорями, но они уже теряют свои позиции, так как уже не являются destination, целью посещения. Во-первых, fashion-ритейлеры уже присутствуют везде, за ними не нужно никуда ездить. Во-вторых – одежду можно заказать в интернете. Один из ярких примеров – ТЦ Arkaden в Мюнхене, в нем целый этаж fashion-галереи понемногу "съедает" фуд-зона. Когда я был там в последний раз, то фуд-зона уже расширилась до крупного универмага одежды в конце галереи, он закрылся, а вместо него открылись рестораны.

В прошлом году девелопер обновил концепцию центра Lukianivka с учетом тенденций, которые происходят в мире – сократилась площадь торговая функция, увеличилась развлекательная, образовательная, созидательная, в том числе – коворкинговые пространства. В результате fashion-ритейл займет 49%, еда и отдых – 24%, креативные пространства (офисы/коворкинги) – 27%. (Отметим – планировалось, что арендная площадь ТРЦ составит 47 000 кв.м., – Ред.).

Кроме того, вместо жилой свечки, которая ранее была предусмотрена в проекте, будет коворкинговое пространство площадью 20 000 кв.м. Однако в случае низкого спроса он может быть переделан под то, на что будет спрос.

Стоимость ТРК – больше $100 млн. Вложено уже около половины от этой суммы. Срок окупаемости проекта – 8 лет, при среднем показателе на рынке 10 лет.

Проекты в Киеве (на Петровке) и в Одессе

Киев. Ранее на Петровке, напротив ТРЦ Blockbuster, планировалось построить ТРЦ "Петровка". Однако с учетом плотности застройки торговых центров было принято решение вместо него создать кампус-стайл объект. Скорее, это будут коворкинги или open space для креативных профессий. На Оболони больше 100 тыс. фрилансеров, они все ездят в центр. "И у меня такое ощущение, что глобально все движется к тому, что офисы будут терять свою значимость как место, где люди работают. Встречаться, общаться – да, работать – уже нет. Ключевое обозначение – lifestyle-инфраструктура". Уже есть запросы от нескольких креативных бизнесов, которые готовы брать достаточно большие площади для созидательных пространств.

Окончательного решения по этому проекту и срокам реализации компания еще не приняла. Но уже начала работы по благоустройству участка.

Одесса. Проект заморожен. Arricano начнет над ним работать после того, как "поставит ТРК Lukianivka на рельсы".

Переспективы рынка торговой недвижимости  в Украине

В Киеве не так много качественных площадей для потребителей. Даже самые хорошие объекты – они либо далеко, либо плохая парковка, либо "пробки". К тому же, есть неравномерное распределение торговых центров в городе, к примеру, Петровка перенасыщена, Харьковский жилмассив – ненасыщенный.

В регионах очень медленное развитие новых ТРЦ. К примеру, в Запорожье у торгового центр City Mall (принадлежит Arricanо), который единственный в городе, доходы больше, чем в Киеве. По площади он – самый маленький, но доходность больше, чем в других (ТРЦ входящие в портфель Arricano – в Киеве ТРЦ Sky Mall, "Проспект" и РайОN).

Конечно, в городе с населением 300-400 тыс. человек нет необходимости в трехэтажном ТРЦ площадью 50 тыс. кв. м. Нужно строить ритейл-парк в один этаж, с наземной парковкой, входом с улицы.

Фото: Kyivmaps

Аррикано запустил приложение для ритейлеров

Потребитель хочет омникальный опыт. Поэтому мы запускаем приложение Prospektus, в котором будет собран весь ассортимент товаров магазинов ТРЦ "Проспект", а ритейлеры взамен получат полный объем информации о потребителях, за исключением персональных данных. Приложение даст возможность покупателю собрать свой образ в разы быстрее. Более того, когда все вещи подходят друг другу, будет меньше возвратов, а значит – меньше проблем для ритейлера.

Сейчас пять розничных компаний проводят интеграцию.

Сложности интеграции. Тяжело работать с ритейлерами, у которых нет своих интернет-магазинов. Кроме того, не у всех магазинов есть визуализация товара, которую можно было бы загрузить на третий ресурс.
Также ритейлеры не могут согласовать две учетные системы – для физического магазина и для онлайн-магазина. Хотя на глобальном рынке есть уже даже бесплатные системы, позволяющие это сделать. Нам приходится бороться с ограниченностью и отсутствием понимания, что эту проблему нужно решать прямо сейчас.

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.