Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Тенденции на логистическом рынке фармацевтики
Фото: logists.by
Представители профильных ассоциаций и дистрибьюторы фармацевтического рынка рассказали на конференции о тенденциях в системе дистрибуции в Украине, пишет apteka.ua. Аптечные сети начали заказывать более мелкие партии, которые дистрибьюторы должны поставить напрямую в аптеки. Помимо этого некоторые ритейлеры задумались о прямом сотрудничестве с производителями, в обход дистрибьюторов, что может изменить структуру на логистическом рынке. Приводим выдержки.
Александр Суходольский, директор по стратегическому развитию дистрибьюторской компании "БаДМ"
Сегодня украинские компании, работающие в сегменте фармдистрибуции, сталкиваются с рядом вызовов, которые приводят к увеличению затратной части бизнеса. Это связано, в частности, с тем, что аптечные сети стали:
- заказывать более мелкие партии. В итоге, при том же общем объеме поставок дистрибьюторы вынуждены собирать заказы чаще.
- делать заказы и на выходные дни, чтобы обеспечить себя достаточным количеством товара и избежать отсутствия в аптеке необходимого товара.
- чаще отказываться от поставок на собственные склады. В результате дистрибьюторам необходимо осуществлять поставки в огромное количество торговых точек.
Кроме того, сегмент дистрибуции сталкивается с повышенным вниманием со стороны контролирующих органов (Антимонопольный комитет Украины ведет расследования относительно ряда производителей и их дистрибьюторов).
Прямые поставки от производителя в аптеки. Некоторые аптечные сети считают, что прямые контракты с производителем – это выгодно. Для производителя это, прежде всего, способ дифференцировать финансовые риски. Но в то же время, прямые поставки без поддержки дистрибьюторов могут привести к отсутствию некоторых групп товаров в аптеках. Поэтому развитию прямых поставок может способствовать более активное предоставление дистрибьюторами логистических услуг.
Важным трендом является развитие е-commerce. В этом отношении дистрибьюторы находятся в достаточно выгодной позиции, ведь они имеют возможность агрегировать на складах товары различных производителей. Дистрибьюторы уже работают в условиях участившихся заказов от розницы более мелких партий. Готов ли бизнес перейти на единичные сборки под каждого клиента? Операторам нужно готовиться к новому вызову, поскольку, скорее всего, это неизбежно.
Виктор Пушкарев, вице-президент профильной ассоциации AIPM Ukrainе
Обзор моделей дистрибуции на соседних рынках – как классических, так и новых решений.
В Европейских странах в связи с растущими требованиями к сервису система дистрибуции сталкивается с определенными вызовами:
- неполное использование складских мощностей (на уровне 70%).
- высокая частота поставок (около 3 в день) и скорость выполнения заказов (в тот же день или в течение следующего дня).
- отсутствие требований к минимальным заказам.
Возрастающие требования со стороны розницы требуют увеличения рабочего капитала дистрибьюторов. В то же время происходит снижение операционной рентабельности в оптовом сегменте. Компании-дистрибьюторы несут потери вследствие задержек платежей или неплатежей. Классическая модель, когда производитель поставляет в систему дистрибуции товар, который оптовик принимает обязательство оплатить в течение определенного периода, — работает неэффективно, поскольку дистрибьютор не имеет возможности точно спрогнозировать потребление, гарантировать своевременную оплату от своих партнеров – ритейлеров и государственных организаций, ответственных за реимбурсацию. Поэтому во многих европейских странах сейчас внедряется модель, при которой оптовик выполняет лишь логистические услуги и осуществляет поставки в аптеки в соответствии с инструкциями производителя, который сам несет ответственность за покрытие своих расходов.
Диджитализация и развитие е-commerce. Это направление в сегменте медицинских товаров возможна, даже если интернет-торговля лекарственными средствами не разрешена. Е-commerce может изменить расстановку сил в вопросе влияния опта и розницы, не отменяя, однако, значимость каждого из звеньев канала дистрибуции.