Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Конкуренция между "Укрпочтой" и "Новой почтой" усиливается. Участники рынка e-commerce стали больше сотрудничать с госоператором
cfts.org.ua
С 2016 года государственный почтовый оператор "Укрпочта" сделал заметные шаги для усовершенствования работы с бизнесом. Но до последнего времени ритейлеры не торопились усиливать работу с госкомпанией. Их планы изменились, после того как, другой крупный оператора логистического рынка – "Новая почта" – постепенно начала поднимать тарифы на свои услуги, говорят эксперты.
"Укрпочта" пользуется спросом
По данным Украинской ассоциации директ-маркетинга, на рынке логистических услуг явными лидерами являются "Укрпочта" с долей в 32,4% и "Новая почта" – 31,5% (данные за 2017 год). Для сравнения, доля оператора, который занимает третье место на рынке составляет 12,2%.
Количество покрытых городов, качество услуг, большое количество отделений (2 300, – Ред.) дает “Новой почте” неоспоримое преимущество, отмечают эксперты, но при этом тарифы компании выше, чем у других операторов. “В 2015 году "Новая почта" подняла цены на 25%, в 2016 году некоторые услуги также дорожали. Так, например, увеличилась стоимость посылок весом до 1 кг и до 2 кг на 5 грн (для типа услуги "отделение-отделение") и для паллетированных грузов на 100 грн", — отметили в компании Pro-Consulting. В "Новой почте" пояснили повышение стоимости услуг увеличением затрат на улучшение логистики. Отметим, что в прошлом году оператор запустил в Киеве современный сортировочный центр, на который было потрачено EUR 15 млн.В этом году компания привлекла у ЕБРР кредит в размере EUR9,5 млн на строительство терминала в Хмельницком. В ближайшие пять лет "Новая почта" планирует построить в общей сложности 6 современных терминалов.
"Укрпочта" также повышала тарифы, но разрыв с ценами "Новой почты" по некоторым услугам все равно остается существенным, говорят участники рынка. "У "Укрпочты" цена ниже на 30-35% по некоторым видам услуг", – говорит директор по логистике крупнейшего ритейлера одежды и обуви в Украине Intertop Юрий Павленко.
Высокие тарифы "Новой почты" стали ключевым фактором того, что ритейлеры начали задумываться о поиске альтернативы. Коммерческий директор Denka Logistics Антон Поверин отмечает, что "Укрпочта" увеличивает свою долю на рынке, в том числе и за счёт e-commerce. Весной в компании Intertopзаявили, что до конца года в их розничной сети около 20% доставок будет осуществлять государственный оператор "Укрпочта". Сейчас стороны находятся на завершающей стадии переговоров.
Лидер рынка онлайн fashion-ритейла Kasta (ранее modnaKasta) начал сотрудничать с "Укрпочтой" в прошлом году – госоператор начал выполнять доставки в отделения ритейлера. В интернет-магазине LeВoutique отмечают, что доля доставок товара "Укрпочтой" у них растет с момента прихода новой команды и начала реформ в почтовой службе. "С начала года 13% заказов от общего объема были доставлены “Укрпочтой”. По сравнению с 2017 этот показатель вырос больше, чем в 2 раза”, – рассказали в пресс-службе LeВoutique. Основатель интернет-магазина "МебельОк" Святослав Амелин отмечает, что в структуре доставки их товаров доля "Новой почты" сокращается. "Услуги этого оператора постоянно дорожают. Поэтому мы активно осваиваем альтернативные службы доставки и должен сказать, что приятно удивлены стоимостью и сервисом", – поясняет Амелин. По его словам, клиенты их сайта также все чаще выбирают доставку "Укрпочтой".
В "Укрпочте" на момент выхода материала не ответили на запрос Retailers.
Перспективы
Ожидания рынка от "Укрпочты" очень высоки. “Рынку крайне необходим игрок, способный составить конкуренцию действующему монополисту”, – говорит Антон Поверин. В то же время, по его словам, процессы "Укрпочты" при работе с клиентами, инфраструктура, IT пока создают определённые сложности при запуске работы. По этим причинам не работают с "Укрпочтой" самый крупный в Украине сотовый розничный оператор "Алло" и сеть бытовой техники и электроники Comfy, уточнили Retailers представители компаний. Более того, в Comfy усиливают сотрудничество с "Новой почтой".
Руководитель департамента сервисных продуктов для бытовой техники Comfy Андрей Бабин говорит, что в июне-июле для покупателей интернет-магазина была проведена акцию я с бесплатной доставкой техники в отделения “Новой почты” во всех регионах Украины. "В этот период мы нарастили интернет-продажи в целом и существенно увеличили долю доставок “Новой почтой” в онлайн-канале”, – говорит Бабин.
Владелец интернет-магазина Sadovoy Виктор Намёткин рассказывает, что товары его компании на 90% доставляет "Новая почта" и оставшиеся 10% – "Ин Тайм". "Наши покупатели очень требовательны и задержка в 1 день может привести к отказу от заказа. Поэтому к услугам государственного оператора мы прибегаем только для обмена несрочными документами", – добавил он.
Усиление конкуренции заставляет лидеров рынка менять свою политику работы. В середине июля, выступая на профильной конференции, директор департамента разработки и управления продуктами "Новой почты" Денис Козлов заявил, что "Новая почта" изменила некоторые направления в работе с ритейлерами e-commerce. В частности, компания начала автоматически возвращать товар интернет-магазину, если он хранится на складе свыше 5 дней (срок хранения по желанию может быть изменен). При этом "Новая почта" начала доставлять товар, который не подошел покупателю, на любой адрес, указанный продавцом, тогда как раньше товар возвращался только по адресу, с которого он был отправлен. Обновлено// "Мы готовим быструю линию, где будут быстро выдаваться и приниматься предоформленные посылки. Уже осенью мы увидим результаты пилота этого проекта. Часть отделений уже работают в воскресенье, а ближе к новогоднему сезону по воскресеньям будет работать большинство отделений", – рассказали Retailers в пресс-службе "Новой почты". Помимо этого, компания работает над страхованием отправлений и упрощает услугу "онлайн-кредит".//
Ранее глава "Укрпочты" Игорь Смелянский заявлял, что упрощение продуктовой линейки, запуск специальных продуктов для e-сommerce и оптимизация логистики позволит “Укрпочте” до 2021 года пересылать 2,2 посылки на человека в год по сравнению с 0,5 посылки сейчас (по данным "Новой почты" в 2017 году компания переслала 3 посылки на человека). Обновлено// В ближайшие пять лет государственный оператор планирует инвестировать в развитие $507 млн//
По мнению Святослава Амелина, рост конкуренции в скором времени приведет к сегментации рынка, стабилизации цен и повышению уровня сервиса, в случае если государственный оператор действительно продолжит улучшать сервис и услуги.
Автор: Юлия Олейник