Электронные товарно-транспортные накладные: почему проверяющие органы их не принимают?

04.06.2018
2432

0352.ua

За последний год часть логистических и розничных компаний начали переходить на электронный документооборот. Проблема, с которой они столкнулись, – отсутствие возможности перевести только в цифровой вид товарно-транспортные накладные. По словам участников рынка, проверяющие органы при наличии электронного документа все равно требуют его бумажную версию. Почему так происходит и как решить эту проблему, бизнес озвучил на круглом столе, который прошел в конце прошлой недели.


У логистического оператора Delivery количество товарно-транспортных накладных  (ТТН) в месяц составляет  от 30 000 до 50 000, у розничной компании "Интертоп" в год – около 100 000. "Некоторые участники процесса перевозки используют электронные ТТН, но, к сожалению, это лишь дополнение к бумажному варианту, что не освобождает от сбора документов", – говорит совладелец Delivery Group Андрей Ивасив. Он поясняет, что сейчас электронные ТТН действуют только между продавцом и покупателем. Соответственно, перевозчик должен иметь на руках бумажные ТТН при перевозке товара.

Товарно-транспортная накладная – это основной документ, который подтверждает факт поставки груза. Он должен быть подписан всеми участниками грузоперевозки. На основании ТТН стороны проводят взаиморасчеты за предоставленные услуги по перевозке грузов.

Сегодня ТТН нужно оформлять в четырех экземплярах. "Такой круговорот бумаг приводит к тому, что процесс сбора подписей и подтверждения факта осуществления перевозки становится очень трудоемким. Самое главное – вопрос оплаты и подтверждения получения услуг. Без оригиналов ТТН плательщик отказывается оплачивать", – говорит Ивасив. Генеральный директор "Интертоп" Сергей Батриндинов называет главным из преимуществ электронной ТТН срок доставки заказов.

Существует европейский рейтинг цифровой продвинутости страны. "Четыре года назад Украина в этом рейтинге занимала 50-е место из 63, а в 2017 году – 60-е. У нас ничего не ухудшилось, но в то же время другие страны стремительно развиваются", – отмечает руководитель онлайн-сервиса обмена документами “Вчасно” Оксана Ферчук.

Проблем с переводом в цифровой вид других документов нет, отмечают участники рынка.  Источник Retailers в  дистрибуторской компании, работающей на фармрынке, рассказал, что они начали вводить электронный документооборот и уже несколько месяцев тестируют разработанную систему на одном из документов. "Бумажного подтверждения требуют партнеры из-за страха и для подстраховки", – рассказывает собеседник Retailers. По его словам, самое сложное в введении электронного документооборота – технологически разработать бизнес-процесс.

Год назад "Спілка украиїньских підприємців" (СУП) обратилась в Министерство инфраструктуры с инициативой введения электронной товарно-транспортной накладной. "Тогда в министерстве ответили, что  "Укртрансбезпека" не оборудована техническими средствами проверки ТТН в электронной форме с электронным цифровой подписью", – поясняет Андрей Ивасив. 

В СУП предлагают решить эту проблему, позволив на переходной период водителям иметь на руках распечатку электронной ТТН, а позже документ будет находится на электронном гаджете, с помощью которого "Укртрансбезпека" сможет посмотреть электронный ТТН.

Внедрение электронного документооборота встречает сопротивление со стороны крупных игроков, а не со стороны мелих ФОПов, как ожидалось, отмечали участники круглого стола. У сервиса zakupki.com.ua – 24 000 клиентов, среди которых 60% – это ФОПы, которые работают с электронными документами.

Автор: Юлия Олейник

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.