Андрей Ивасив, совладелец Delivery Group: «В конкуренции состоит основной источник возможностей для роста»

26.07.2017
4891

фото: пресс-служба Delivery Group

Владельцы логистических бизнесов как никто другой могут отслеживать ситуацию в целом в экономике. Любые потрясения или изменения сразу же отражаются на потоке импортных и экспортных товаров. Совладелец Delivery Group Андрей Ивасив в интервью Retailers рассказал, что:

  • объемы импорта вернулись к показателям 2014 года и в 2017 году начался рост. Объемы экспорта увеличились в два раза за счет роста доставки конечному зарубежному потребителю;
  • рынок электронной коммерции будет расти на 30–80% ежегодно, а вместе с ним будут увеличиваться объемы доставки в В2В-сегменте не только за счет увеличения потоков у уже существующих бизнесов, но и благодаря росту числа предпринимателей;
  • логистические компании, чтобы выдержать конкуренцию, будут инвестировать в новые технологии для оптимизации работы склада, учета и отслеживания движения груза на каждом этапе

— Что является ядром бизнеса Delivery Group?

— Наше ядро — это доставка в сегменте В2В. Это то, что заложено в основу всех бизнес-процессов, на него мы опираемся и продолжаем развивать. Компания «Деливери» была основана в 2001 году, с тех пор рынок изменился и вырос, а вместе с ним и мы. Сегодня «Деливери» кроме классического В2В предлагает услуги перевозки для частных отправителей, интернет-магазинов и их клиентов. Вокруг «Деливери» стали формироваться дочерние компании, объединенные брендом Delivery Group. Нами была учреждена компания DelTruck, предоставляющая услуги индивидуальных перевозок полными фурами. В 2013 году мы осуществили первую международную перевозку, что положило начало международной компании Delivery-International. Через два года в группу компаний вошла страховая компания «Кворум», которая обеспечивает страховым покрытием деятельность логистических компаний при перевозках грузов и багажа.

— Какова роль логистики в бизнесе и как она будет меняться с развитием технологий?

— Куда бы человечество ни двигалось, у него всегда будет необходимость доставлять какие-либо товары и составляющие этих товаров. Производитель ты или продавец, у тебя всегда есть необходимость в движении товара. Логистика будет существовать до тех пор, пока технология не изменится настолько, что каждый желающий сможет напечатать необходимый товар на 3D-принтере у себя дома. Но в таком случае логистические компании будут доставлять клиентам 3D-принтеры, комплектующие и расходные материалы к ним. А это значит, что у нас всегда будет работа.

— В чем ваше конкурентное преимущество и отличие от остальных игроков рынка?

— Наше основное конкурентное преимущество — системность работы с затратами. Мы предлагаем нашим клиентам прозрачную структуру формирования тарифов, что позволяет планировать и контролировать затраты, а значит, оптимизировать логистику как таковую.

Мы создаем системные предложения по перевозкам в различных отраслях. Например, для производителей, поставщиков и дистрибьюторов автозапчастей в компании действует автопрайс — единый тариф по Украине с наиболее соответствующей пересылаемому товару упаковкой. На стадии разработки — строительный прайс.

Мы стремимся предоставить клиентам удобные и простые мобильные сервисы, соответствующие их ожиданиям и потребностям. Среди таких — мобильное приложение Delivery-Auto, виджеты для бизнес-клиентов в сфере онлайн-торговли, интерфейс программирования приложений API и многие другие. До 95% всей необходимой информации по перевозке клиент может узнать из личного кабинета на сайте: отследить движение груза, заказать адресную доставку, оформить наложенный платеж, вызвать курьера, снять запрет выдачи груза, оформить страховку. 

В случае возникновения какой-либо проблемы с грузом информация о ней фиксируется в учетной системе «Деливери» и в личном кабинете клиента — таким образом он может отслеживать все стадии служебного расследования и оперативно узнать о вынесенном решении. Мы создали первую в Украине программу лояльности в логистике от DeliveryGroup. Клиенты могут собирать баллы, пользуясь услугами четырех компаний группы, и тратить их на оплату перевозок или подарки.

— Как совладелец логистического бизнеса вы можете хорошо чувствовать пульс экономики как таковой. Какие тенденции вы могли бы отметить?

— Мы первые чувствуем любые изменения. Перепад курса валют, принятие каких-либо решений на уровне законодателя: остановка границы, проверка грузов, ужесточение правил ввоза — все это приводит к тому, что движение грузов приостанавливается. Как только что-то идет не так, мгновенно уменьшается грузопоток, сокращается количество клиентов и перевозимых грузов.

Последние три года были сложными, но открыли дополнительные силы и резервы, позволили компании самоидентифицироваться.

Уровень импорта и экспорта уже восстановлен по сравнению с 2014 годом. Мы вернули, что потеряли, и теперь растем дальше.

— Есть ли рост в объемах доставки из зарубежных интернет-магазинов?

— Зарубежные интернет-магазины составляют определенную долю в общем потреблении, но я не могу сказать, что она существенная. По разным данным, доставленный в Украину за прошлый год объем зарубежных посылок оценивается в 7–11 млн штук. Для того чтобы закрепиться на этом рынке и начать работать в новой для нас нише, мы запустили сервис доставки из зарубежных интернет-магазинов Delivery-Shop, потому что видим перспективу именно в развитии международной доставки.

— Почему решили выйти на рынок В2С и доставки в е-commerce?

— На рынке В2С мы всегда присутствовали с небольшой долей — до 10%. В настоящий момент этот показатель снизился до 6–7%, так как не является нашим профильным сегментом.

Однако сервисы и услуги для В2С разрабатываются и запускаются в компании системно. Так, с мая начала работу «Деливери экспресс» — курьерская доставка грузов до 2 кг по Киеву.

Курьерская доставка — совсем новое направление для нас, однако уже на момент разработки проекта мы увидели, что рынок курьерской доставки не консолидирован. Говоря же в целом о его тенденциях, стоит отметить, что происходит явное укрупнение игроков: уходят маленькие операторы. Крупные их или поглощают, или не дают возможности конкурентно работать за счет более выгодных тарифов. Через какое-то время несистемные курьерские службы исчезнут, и в основном курьерская доставка будет фигурировать в списке услуг почтово-логистических компаний. Хотя, я думаю, что в этой нише постоянно будут появляться новые игроки.

— Что можете сказать об экспортных поставках?

— В этом направлении объемы выросли по сравнению с 2014 годом в два раза. Если раньше экспортные отправки делали в основном юридические лица, то за последние годы рост произошел за счет В2С — в доставке для конечного иностранного потребителя.

— Компаниям-дистрибьюторам и ритейлерам, работающим на местном рынке, трансграничная торговля невыгодна, поскольку деньги потребителей утекают к зарубежным интернет-магазинам. Скорее всего, дистрибьюторы будут сопротивляться развитию международной интернет-торговли, готовить новые законопроекты и так далее. Какова ваша позиция в этом вопросе?

— В целом философия нашей компании построена исключительно на честной конкуренции. В конкуренции состоит основной источник возможностей для роста. 

В своей деятельности мы никогда не применяли никаких запрещенных методов борьбы, в том числе и лоббирование на законодательном уровне. Любая монополия, пусть она даже закреплена юридически, приведет к тому, что и сервис и условия ухудшатся. Цены при этом вырастут, что негативно отразится на конечном потребителе.

— Чего вы ожидаете от украинского логистического рынка?

— Мы ожидаем в первую очередь, что рынок e-commerce будет расти опережающими темпами по сравнению со всеми остальными.

Рост этого рынка может составлять 30–80% ежегодно. Проникновение электронной коммерции у нас в стране еще очень небольшое и составляет около 3% от всего ритейла. На развитых рынках — до 15%. Соответственно, рост будет, и было бы глупо отказываться от этого рынка на нашем месте.

За ним будет расти рынок В2В, потому что в e-commerce есть составляющая доставки между бизнесами. Рынок электронной коммерции и доставки будет расти не только за счет увеличения потоков у конкретных субъектов, юридических лиц или предпринимателей, но и за счет увеличения числа самих предпринимателей. Новые игроки на рынке появляются постоянно: те, которые отправляют грузы, или те, которые получают. Думаю, что их количество будет расти, несмотря на не совсем благоприятные условия ведения бизнеса в нашей стране. Предпринимательство в целом развивается, количество предприятий все равно растет, и клиентов будет становиться больше.

Безусловно, все будут уходить в технологии. Практически все игроки на рынке проходят через процессы оптимизации работы склада, внедряют новые учетные системы, для того чтобы видеть движение груза на каждом этапе, его размещение на каждом своем складском подразделении. Соответственно, для клиентов это отслеживание всей цепочки от отправления до получения. Технологии уже сегодня позволяют прогнозировать уровень затрат по каждой из отправок, просчитать стоимость, ориентировочные сроки доставки. Новые технологии будут заключаться и в массовом переходе на электронный документооборот.

— Куда планируете инвестировать?

— Мы все время инвестируем в технологии, программное обеспечение — это одна из основных статей расходов. У нас есть большой департамент информационных технологий. Дальше мы планируем инвестировать в складские терминалы, развивать международную доставку, будем заниматься организацией лицензионных складов.

— Как вы считаете, что сдерживает развитие вашего бизнеса?

— Основной источник проблем — законодательные ограничения и бюрократия. Это основное препятствие, которое мешает всему: и получению дешевых кредитов, и развитию бизнеса, и движению людей, грузов и товаров.

Автор: Юлия Белинская

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.